Термин «макроэкономические институты» используется в экономической литературе в разных значениях. В ряде случаев он употребляется для обозначения организаций, входящих в состав исполнительной власти, деятельность которых (принимаемые решения, применяемые меры регулирования) изменяет структуру выгод и издержек значительного числа экономических агентов, либо экономических агентов, обладающих в совокупности значительными – с точки зрения масштабов экономики – объемами ресурсов.
Основными макроэкономическими институтами служат Министерство финансов (бюджетно-налоговые власти), центральный банк (монетарные власти) и регулирующие органы (агентство по надзору за финансовой системой и т. д.). Другое значение термина «макроэкономические институты» подразумевает набор правил, в соответствии с которыми органы, ответственные за разработку и реализацию макроэкономической политики, обязаны выстраивать свою деятельность.
Важность формирования макроэкономических институтов иллюстрируется, в частности, классической проблемой противоречивости мер макроэкономической политики во времени. Впервые эта тема была освещена нобелевскими лауреатами Ф. Кидландом и Э. Пресскоттом в 1977 г., которые показали, что в краткосрочном плане денежные власти, не ограниченные обязательствами по поддержанию низкого уровня инфляции, сталкиваются с искушением снизить безработицу за счет повышения инфляции. однако, поскольку снизить уровень безработицы ниже равновесного уровня можно только в краткосрочном периоде, результатом в долгосрочном периоде становится более высокая инфляция при сохранении прежнего уровня безработицы. Проблему следования правилам можно описать так же, как проблему морального риска и недостоверных обещаний. Аналогичная ситуация возникает в сфере налогообложения: сегодня правительство может обещать налоговые послабления с целью привлечения инвестиций, а завтра – по отношению к немобильному капиталу могут применяться повышенные налоговые ставки. Проблема последовательности в применении правил получила освещение в последующих работах в области макроэкономики и нашла свое решение во введении правил, ограничивающих свободу действий экономических властей.
Министерство финансов как макроэкономический институт проводит бюджетную политику. В периоды подъема экономики бюджетные доходы высоки и ускоренно растут государственные расходы. В периоды экономического спада наблюдается обратная кар- тина: расходы резко сокращаются, усиливая негативные последствия. Одним из способов смягчения отрицательных последствий проциклической фискальной политики служит создание прозрачных правил расходования средств, которые должны предотвратить перекладывание избыточных долговых обязательств на будущие поколения. В настоящее время многие страны ввели ограничения на величину бюджетного дефицита и на размер государственного долга.
Особенностью бюджетных правил в нефтедобывающих странах являются механизмы формирования и использования нефтяных фондов. В некоторых странах в такие фонды направляются все доходы государства от нефтяного сектора, в других странах – «избыточные» нефтяные доходы, получаемые от превышения цен на нефть над определенным стандартным уровнем. В настоящее время такие фонды имеют все ведущие нефтедобывающие страны.
Эффективная деятельность макроэкономических институтов – одно из важнейших условий успешного развития экономики и ее стабильности. Мировой финансово-экономический кризис выявил фундаментальные проблемы этих институтов. Несмотря на то, что они выдержали испытание кризисом, стоит задача выявить, какие уроки могут быть извлечены из него с целью совершенствования этих институтов.
Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.