Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Экономическая теория налогообложения

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Необходимо отметить, что налоговые отношения государства с налогоплательщиком, как правило, ассиметричны и имеют односторонний характер исполнения, поскольку их построение основано на принципе принуждения платить налоги, а не на договорных основаниях. Такие отношения выступают экспроприационным инструментом государства и не всегда отвечают интересам налогоплательщиков. Реализация такой схемы фискальных взаимоотношений малоэффективна или неэффективна совсем. В этом случае налогоплательщик не может сопоставить размер своих налоговых обязательств с объемом получаемых общественных благ, что является для него демотивирующим фактором в отношении исполнения налоговых обязательств. Таким образом, создание симметричных налоговых отношений во многом будет, зависит от сформированных основных принципов функционирования налоговой системы государства.
Общие принципы налогообложения относятся к основным гарантиям, установление которых налоговым законодательством обеспечивает реализацию и соблюдение конституционных прав и свобод гражданина.
Впервые основные принципы налогообложения систематизировано изложил А.Смит. Согласно его точке зрения, к ним относятся: всеобщность, справедливость, определенность, удобство:
– «…подданные государства должны давать на содержание правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства» (принцип всеобщности);
– налог «…должен быть определенным, а не произвольным; срок платежа, способ и размер его – все должно быть ясным и точным» (принцип определенности);
– «…каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда налогоплательщику удобнее всего оплатить его» (принцип удобства);
– «… каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше того, что он приносит казне государства…» (принцип справедливости).
Последователь А.Смита, А.Вагнер считал главными принципами не справедливость и равномерность налогообложения, а принципы достаточности и подвижности. По его мнению, общественно-хозяйственная система настолько необходима для людей, что доставление средств для нее и достаточность этих средств должны быть поставлены на первое место, а принципы справедливости должны реализовываться в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы. Подвижность или, как его определяет А.Вагнер, эластичность определяет способность налогообложения адаптироваться к государственным нуждам. Поскольку не все налоги обладают таким свойством, поэтому необходимо включать в систему налогообложения такие налоги, которые с ростом потребностей произвольно увеличиваются. Типичным примером эластичного налога может служить английский подоходный налог начала XX века. На каждый бюджетный период законодательным порядком определялся размер обложения в зависимости от потребностей фиска (размер обложения колебался от 4 до 16 пенсов с каждого фунта стерлинга дохода). Чем больше государственной казне требовалось, тем быстрее росла ставка обложения.
Необходимость совершенствования налоговой системы определила необходимость введения новых принципов налогообложения в дополнение к ранее существовавшим классическим принципам.
На протяжении нескольких столетий состав принципов налогообложения постепенно изменялся, а их содержание модифицировалось. Однако многие принципы не менялись вообще, либо претерпели незначительные изменения. Так, например, принцип эффективности по Парето, не нашел должного применения в большинстве даже высоко экономически развитых стран. В странах с переходной экономикой, в том числе и в России, шагов в направлении построения налоговой модели, основанной на балансе экономических интересов, не предпринималось вовсе. Наличие широких возможностей Парето-улучшения положения налогоплательщиков в нашей стране является яркой иллюстрацией асимметрией существующих налоговых отношений.
Налоговым кодексом РФ предусмотрены как классические принципы: всеобщность и справедливость [1, ст.3, п.1] и другие принципы, такие как законность налогообложения [1, ст.3, п.2], единство налоговой системы [1, ст.3, п.4], и определенность налоговых норм [1, ст.3, п.6]. Таким образом, принцип единства налоговой системы прямо обусловлен конституционными положениями, провозглашающими единство экономического пространства на всей территории Российской Федерации.
Несмотря на существенное многообразие принципов налогообложения, следует констатировать, что большая их часть не отражает институционального характера налоговых отношений между государством и налогоплательщиком. Поэтому смещение происходит в сторону банальной экспроприации, тем самым не позволяя сформировать симметричность в налоговых отношениях. Указанный недостаток обусловлен, прежде всего, отсутствием принципов налогообложения, позволяющих учитывать не только формальную составляющую взаимоотношений, но также и неформальные их проявления. В качестве таких принципов могут выступать такие институциональные характеристики как налоговая способность и налоговая мотивация экономического субъекта платить налог. Рассмотрим данные параметры более подробно.
Ситуация паритета интересов государства и налогоплательщиков характеризуется удовлетворенностью сторон действиями друг друга. Ее основой может быть качественное выполнение сторонами налогового договора принятых на себя обязательств.
Признание существования формальных и неформальных налоговых взаимоотношений позволяет выделить две группы факторов, которые обуславливают степень выполнения налогоплательщиком своих фискальных обязательств.
Необходимость введения новых принципов в систему налогообложения обусловлена рядом причин:
– во-первых, для достижения ее основных задач необходимо формирование эффективной налоговой системы, позволяющей учитывать интересы не только государства, но и налогоплательщика;
– во-вторых, как было показано выше, существующих принципов недостаточно для формирования такой налоговой системы, с помощью которой могут быть реализованы в полном объеме цели и задачи налоговой политики;
– и, в-третьих, наибольший эффект в симметричности интересов между налогоплательщиком и государством по поводу налоговых взаимоотношений достигается при наличии принципов налогообложения, учитывающих институциональные особенности этих отношений.
Подведя итог, можно утверждать, что налоговые инструменты позволяют сбалансировать интересы всех участников налогового процесса и тем самым создать гармонию в налоговых отношениях

Фаина Сафонова
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜