Использование вышеперечисленных инструментов может варьироваться и определяется видом монетарной политики государства. Так, жесткая монетарная политика направлена на поддержание денежной массы на определенном уровне, а гибкая — на поддержание ставки процента. Выбор между ними осуществляется, опираясь на причины изменения спроса на деньги. Если спрос изменился из-за скорости денежного оборота, государство проводит гибкую монетарную политику; если причина изменений состоит в инфляции — жесткую. Помимо этого, вид денежно-кредитной политики зависит от положения экономики. При экономическом кризисе, большой безработице, государство проводит политику дешевых денег: центральным банк покупает государственные облигации, снижает норму обязательных резервов и учетную ставку, что приводит к увеличению денежного предложения, росту инвестиций и ВВП. В период роста темпов инфляции государство реализует политику дорогих денег, покупая государственные ценные бумаги, повышая учетную ставку и норму банковских резервов, тем самым уменьшая инвестиции и расходы.
Таким образом, денежно-кредитная политика обладает как сильными, так и слабыми сторонами. Преимуществом является то, что данное направление экономической политики обладает высокой степенью оперативности в ее проведении благодаря определенной независимости и самостоятельности центральных банков. Они могут успешно реагировать на изменениях в экономике и корректировать свою стратегию в зависимости от экономической ситуации. К слабым местам монетарной политики относится невозможность полностью контролировать предложение денег, а также возникновение негативных последствий на одних рынках из-за положительных эффектах на других.
Другим направлением экономической политики является фискальная или бюджетно-налоговая политика государства. Это система регулирования экономики посредством манипуляций государственными расходами и налогами. К целям фискальной политики относят сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение высокого уровня занятости населения, устойчивый экономический рост. Выделяют следующие виды фискальной политики: дискреционная и недискреционная (автоматическая).
Когда государство решает предпринимать какие-либо действия в области бюджета и налогов, направленные на изменения занятость населения, темпы инфляции и реальный объем национального дохода (например, принимает новые законы), это характеризует проведение дискреционной фискальной политики. Ее инструментами являются изменения ставок налогообложения, трудоустройство населения и программы общественных работ и государственные расходы.
Недискреционная фискальная политика имеет пассивный характер, она базируется на действии внутренних стабилизаторов — экономических механизмов, которые автоматически реагируют на внутренние изменения экономической системы. Она не требует осознанных шагов правительства и приводит к изменению налоговых поступлений в бюджет и государственных расходов. К числу основных внутренних стабилизаторов относятся трансфертные платежи (социальные выплаты), система прогрессивного налогообложения и система участия в прибылях. Так, трансфертные платежи снижаются во время подъема в экономике и увеличиваются в период спада, а налоги имеют обратную тенденцию к изменению.
Фискальная политика также классифицируется по воздействию на экономические процессы: она может быть стимулирующей и сдерживающей. Стимулирующая политика проводится в период экономического спада, ее целью является преодоление экономического разрыва. Она реализуется путем повышения государственных расходов и снижения налоговых ставок. Такая политика позволяет сократить спад производства в краткосрочном периоде посредством дефицитного финансирования, так как дефицит бюджета стимулирует совокупный спрос, влияющий на производство и заятость.
Сдерживающая политика направлена на сокращение инфляционного разрыва, а ее цель — контроль подъема экономики. В число ее инструментов входит сокращение расходов правительства и рост налоговых ставок. Благодаря этому сальдо бюджета приобретает положительное значение, образовавшийся избыток может быть использован на погашение государственного долга, вследствие чего снизится займовая нагрузка на государство.
Бюджетно-налоговая политика содержит в себе как положительные, так и отрицательные стороны. Фискальная политика имеет высокую степень реальной применимости и является проверенным средством стабилизации экономики. Однако, она имеет ряд существенных недостатков. Так, рост дефицита государственного бюджета ведет к росту инфляции, рост государственных расходов на хозяйствующий сектор экономики ведет к вытеснению частных инвестиций. Неверно проводимая фискальная политика может привести к негативным социальным последствиям и дестабилизации общества. Также, в силу своих особенностей в отличие от монетарной политики фискальная более протяженная по времени, вследствие чего она может воздействовать только на крупные изменения экономической системы.
Таким образом, государство в экономической системе выступает в двух ролях: в качестве экономического субъекта и в качестве субъекта власти, обладая императивным статусом по отношению к другим участникам рынка. Для воздействия на рынок оно проводит экономическую политику. Данная форма политики содержит в себе разнообразное количество методов и направлений. Применяя их в совокупности, государство способствует «маневрам» экономической системы, поддерживая стабильность и сглаживая колебания экономического цикла.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.