Анализ процессов, происходящих в современной экономике, показывает, что для роста ее эффективности необходимо стимулировать процесс накопления и реализации знаний, способность регионов внедрять в производство новые разработки и технологии. Эти аспекты являются основным источником стабильного экономического роста и социального развития.
В связи с этим актуальной научной задачей на сегодняшний день становится изучение методологических подходов к развитию инновационной системы и обоснование такого развития, призванного обеспечить стабильный экономический рост регионов.
Представляется необходимым определиться с методологическими основами формирования инновационной системы на региональном уровне, предпосылки которых начали складываться во второй половине ХХ века.
Отечественными учеными того времени инновационная экономика рассматривалась как принципиально новая модель расширенного воспроизводства, главная роль в которой отведена инновационному развитию, научно-техническому прогрессу, а информация становится важной составляющей процесса воспроизводства.
Реализация инновационной экономики происходит через следующие инновации:
— технологические инновации, характеризующиеся существенным вкладом человеческих ресурсов по сравнению с материальными;
— организационно-управленческие технологии или инновационный менеджмент;
— инновационную культуру, в том числе образовательные технологии.
Основными проблемами перехода к инновационной экономике являются создание инноваций, готовность общества к инновациям, их воспроизводство, а также воспроизводство инновационной деятельности и механизмов ее регуляции.
Цели и задачи инновационного развития региона вытекают из региональной научно-инновационной политики, определяющейся экономическими условиями конкретного региона. Задачи инновационного развития региона основываются на создании и развитии современной инфрастуктуры и системы финансового обеспечения, определения приоритетов, создании и реализации соответствующих программ и проектов.
Процесс выбора приоритетов в инновационном развитии должен основываться на изучении существующих ресурсов, анализе различных ограничений промышленного производства для обеспечения стабильной конкурентоспособности отечественных производителей на российском и мировом рынках и оценке возможностей инновационного фактора в их преодолении.
С точки зрения системного подхода региональное регулирование инновационного развития — это открытая система, которая подвержена влиянию внешних и внутренних факторов.
Факторами внешнего воздействия, оказывающими воздействие на направления инновационной политики в регионах относятся следующие:
— национальные приоритеты;
— региональные приоритеты;
— федеральная научно-техническая и инновационная политика;
— федеральное законодательство;
— региональное законодательство и пр.
Любые серьезные изменения данных факторов приводят к трансформации стратегических направлений развития регионов и методом управления регионом.
К факторам внутреннего воздействия, которые влияют на направления региональной инновационной политики, относятся:
— особенности региональной хозяйственной среды, связанные с отраслевой направленностью, степенью развитости производительных сил в регионе, имеющимся научным и производственно-техническим потенциалом;
— инновационные инициативы субъектов хозяйствования;
— мотивационный механизм, меняющийся в соответствии с развитием производственных отношений.
Согласно мнению ученых «не существует единого рецепта применения различных мер по реализации региональной научно-инновационной политики. Каждое государство и каждый регион подходит к решению задач регионального инновационного развития с учетом своих особенностей, традиций, ресурсов и потребностей».
Разработка инновационных проектов требует обоснования и предварительной оценки возможной эффективности не только технико-технологических, но и управленческих и маркетинговых решений. Следует выделить пять групп приемов управленческой и маркетинговой деятельности по критерию особенностей проявления экономической эффективности от их применения и соответствующие подходы к оценке такой эффективности.[8, c.79]
Приемы первой группы непосредственно влияют на конечные показатели деятельности, что получается другими применяемыми мерами финансовый результат (например, приобретение для продажи активов, рыночная стоимость которых возрастает). Такую эффективность можно оценивать с помощью стандартных подходов сопоставлением доходов и расходов.
Ко второй группе приемов можно отнести такие, что влияют не непосредственно на конечный финансовый результат, а на отдельные составляющие, которые его формируют.
Так, составляющими увеличения прибыли являются:
1) ускорение реализации;
2) увеличение наценки;
3) уменьшение расходов.
Дальнейшая детализация возможна по каждому из упомянутых составляющих формирования прибыли. Для того, чтобы анализировать эффективность приемов, которые приводят к подобным промежуточных эффектов, следует рассматривать целую цепь, объединяющая сферу применения приема с конечными результатами деятельности.
Для практики инновационной деятельности особенно важное значение имеет априорное оценка эффективности применения отдельных вариантов маркетинговых и управленческих приемов. Накопление перечней таких приемов должно становиться неотъемлемой составляющей системы информационной поддержки разработки инновационных проектов. При формировании банков приемов каждый прием целесообразно было бы сопровождать определенными данными о его возможной эффективности, причем это могут быть как данные о результативности предыдущих применений соответствующего приема данным предприятием, так и результаты специальных исследований или освещен в существующих источниках опыт применения этого приема другими предприятиями. Конкретные специалисты должны иметь возможность пользоваться этими данными как справочными, такими, которые не требуют доказательства на этапе разработки конкретного инновационного проекта.
Экономическая оценка инвестиций
- Diplom777
- Инвестиции
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777