Пороговые значения экономической безопасности – предельные величины, несоблюдение которых способствует разрушению экономики, обострению социальной и политической ситуации в стране. Для характеристики реального состояния экономической безопасности значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые (предельные) значения, которые не могут быть универсальными. Их величины зависят от уровня развития экономики, сложившихся традиций, текущей хозяйственной ситуации, сочетания и комбинации этих показателей. Разработка системы пороговых значений для России – одна из актуальных и важных задач экономической науки.
Итак, экономическая безопасность страны имеет три аспекта: безопасность гражданина, подсистемы рынка и подсистемы государства. Это и есть субъекты экономической безопасности. Также существуют показатели, которые помогают оценить степень угрозы экономической безопасности и её состояние в целом.
1.3 Характер экономических угроз
Определение характера угроз внешнеэкономической безопасности, является одним из ключевых моментов для определения самого понятия внешнеэкономической безопасности.
Определение понятия «угроза безопасности» дается в ст.3 Закона «О безопасности»: «Угроза безопасности совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». Угроза вообще, а не только экономическая, называется таковой потому, что она несет с собой либо разрушение объекта, либо причинение ему более или менее значительного ущерба.
Угроза национальной безопасности неразрывно связана с тем или иным национальным интересом. В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», под национальным интересом понимается совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Угроза как посягательство на национальный интерес и намерение нанести вред, всегда связана с целенаправленной деятельностью какой-либо противостоящей социальной силы — конкретных субъектов, преследующих свои интересы, которые и выступают как источник угрозы.
Содержание угрозы определяется:
•затрагиваемыми национальными интересами страны, отражающими ее значимость;
•обстоятельствами, что определяет потенциальный ущерб при реализации угрозы;
•местом и временем проявления негативных факторов и условий;
•возможностями, намерениями и волей субъекта угрозы (потенциального противника или конкурента).
Угрозы в экономической сфере носят комплексный характер. Итак, можно выделить следующие угрозы экономической безопасности:
1.По направленности угрозы: на личность, на государство, на общество.
2.По источнику угрозы: внешние и внутренние.
3.По вероятности и времени реализации: потенциальные и непосредственные.
4.По природе возникновения: природные и антропогенные.
5.По масштабам действия: федеральные, региональные, местные.
Угрозы экономической безопасности граждан могут исходить как изнутри страны, так и извне. Они могут либо преодолеваться исключительно за счет исправного функционирования рыночного хозяйства страны, либо через подключения регулирующих органов (подсистемы государства). Таким образом, безопасность гражданина, если говорить о внешнем аспекте, зависит от способности каждой из этих подсистем — рынка и государства — противостоять негативным внешним воздействиям и, соответственно, усиливать положительные связи, способствующие укреплению экономической безопасности гражданина. Но интересы отдельных граждан и социальных групп могут не совпадать, что говорит о неоднозначном влиянии государства на безопасность каждого индивида.
Такая цель как максимизации прав человека вступает в противоречие с целью максимизации такого общественного явления, как национальная безопасность. Возникает дилемма, что важнее: индивидуальная свобода или национальная безопасность, которая не только ограничивает, но и обеспечивает эту свободу? «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого», эти слова Михаила Александровича Бакунина хорошо иллюстрируют нам проблему свободы и безопасности отдельного индивида. Иначе говоря, государство не только гарантирует индивидам определенную безопасность, но и представляет для них источник угроз. Безопасность страны также имеет взаимосвязь с целями индивидов, зависит от расстановки сил в обществе, от исхода политической борьбы и курса, проводимого победившей группой.
При необходимости защиты национальных экономических интересов деление угроз на внутренние и внешние кладется в основу государственной стратегии обеспечения экономической безопасности. В настоящее время в соответствующих стратегиях большинства ведущих стран мира приоритет отдается противодействию внешним угрозам национальным экономическим интересам.
Внешние экономические угрозы, проистекающие из нормальной деятельности в конкурентной среде, имеют непосредственное отношение к проблеме взаимозависимости. Последняя сама по себе означает, что переплетение национальных хозяйственных комплексов несет стране не только выигрыш, но и возможность неблагоприятного воздействия со стороны других национальных комплексов в международной экономической системе.
В системах стратегического планирования государств угрозы, как правило, подразделяют на потенциальные и непосредственные.
Потенциальные угрозы обладают следующими признаками:
•представляют непосредственную опасность для национальных интересов в рамках определённого периода планирования;
•выражаются в качестве определенной тенденции развития обстановки (например, распространение оружия массового поражения (ОМП) в мире или ухудшение экономической конъюнктуры);
•не требуют немедленных ответных действий.
Признаки непосредственных угроз следующие:
•представляют явную опасность национальным интересам в текущий момент;
•выражаются в качестве конкретного события
•требуют принятия немедленных защитных мероприятий
Большая часть угроз обычно связывается с повседневной экономической деятельностью и составляет ее издержки. То, что в краткосрочном плане представляется угрозой, в долгосрочной перспективе может обернуться стимулом для более рациональной энергетической политики и ускорения технологического развития.