Первоначально Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривал государственный, производственный, муниципальный и общественный экологический контроль. Органы местного самоуправления наделялись значительными по объему полномочиями в сфере экологического контроля, касавшимися предотвращения, выявления и пресечения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
Муниципальные инспекторы в области охраны окружающей среды имели право посещать в целях проверки организации, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления муниципального экологического контроля материалами, проверять соблюдение нормативов, требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов, привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение экологического законодательства, и даже приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды. Обозначилась устойчивая тенденция к дальнейшему расширению этих прав вплоть до полного перехода полномочий экологического контроля от органов региональной власти к органам местного самоуправления.
Однако принятие Федерального закона от 31.12.2005 №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» привело к фактическому упразднению института муниципального экологического контроля. С этого момента встал вопрос о легитимности осуществления муниципального экологического контроля, который частично сохранялся согласно региональному законодательству. В 2011 г. утратила силу ст. 64 ФЗ «Об охране окружающей среды», в которой органы местного самоуправления указывались как субъекты экологического контроля. Хотя в настоящее время Лесной и Земельный кодексы РФ содержат понятия муниципального лесного контроля и надзора и муниципального земельного контроля, мероприятия которых частично направлены на обеспечение экологического благополучия местного населения, но говорить о законодательном закреплении полномочий муниципального экологического контроля уже не приходится.
Тем не менее, в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом РФ 30.04.2012 г. предусмотрена ответственность не только федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но также и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Ответственность предусмотрена, а полномочий нет. Муниципальный экологический контроль оправдал себя далеко не везде, но многие муниципальные образования создали надлежащую материально-техническую базу и накопили достаточный кадровый потенциал, который позволял им осуществлять экологический контроль достаточно эффективно. При осуществлении своих полномочий в рамках экологического контроля, органы самоуправления сталкивались с проблемами финансовой и кадровой обеспеченности, отсутствия четкой координации деятельности с органами государственного экологического контроля, что отрицательно сказывалось на эффективности проводимых мероприятий. При восстановлении муниципального экологического контроля необходимо учесть предыдущий опыт.
Вполне возможно, что законодатель прислушается к мнению экологического и юридического сообщества и введет понятие муниципального экологического контроля при кодификации экологического законодательства, необходимость которой очевидна и неоднократно была аргументированно доказана многими авторами. Восстановленный муниципальный экологический контроль не должен сдерживать экономическое развитие территорий и отдельных хозяйствующих субъектов, но должен способствовать росту инвестиций в развитие экологически безопасных технологий при условии четкого разграничения полномочий и координации действий в сфере экоконтроля с органами государственной власти.
Экологический общественный контроль
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.