ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ТЕМЫ «АЛКИНЫ«
Свойства алкинов
Физические свойства. Температуры кипения и плавления ацетиленовых углеводородов увеличиваются с ростом их молекулярной массы. При обычных условиях алкины С2Н2-С4Н6 — газы, С5Н8-С16Н30 — жидкости, с С17Н32 — твердые вещества. Температуры кипения и плавления алкинов выше, чем у соответствующих алкенов (табл.1).
Таблица 1. Физические свойства алкенов и алкинов
Алкины плохо растворимы в воде, лучше — в органических растворителях.
Химические свойства алкинов сходны с алкенами, что обусловлено их ненасыщенностью.
Характеристики связей в алкинах:
Реакции присоединения к алкинам
1. Гидрирование
В присутствии металлических катализаторов (Pt, Ni) алкины присоединяют -связь), а затемводород с образованием алкенов (разрывается первая -связь):алканов (разрывается вторая
При использовании менее активного катализатора [Pd/CaCO3/Pb(CH3COO)2] гидрирование останавливается на стадии образования алкенов.
2. Галогенирование
Электрофильное присоединение галогенов к алкинам протекает медленнее, чем для алкенов (первая связь разрывается труднее, чем вторая):
Алкины обесцвечивают бромную воду (качественная реакция).
3. Гидрогалогенирование
Присоединение галогеноводородов также идет по электрофильному механизму. Продукты присоединения к несимметричным алкинам определяются правилом Марковникова:
Гидрохлорирование ацетилена используется в одном из промышленных способов получения винилхлорида:
Винилхлорид является исходным веществом (мономером) в производстве поливинилхлорида (ПВХ).
4. Гидратация (реакция Кучерова)
Присоединение воды происходит в присутствии катализатора соли ртути (II) и идет через образование неустойчивого непредельного спирта, который изомеризуется в уксусный альдегид (в случае ацетилена):
алкины гидратация ацетилен методический
или в кетон (в случае других алкинов):
5. Полимеризация
Димеризация под действием водно-аммиачного раствора CuCl:
Тримеризация ацетилена над активированным углем приводит к образованию бензола (реакция Зелинского):
Возможно образование молекул, содержащих большее число звеньев ацетилена, как циклического, так и линейного строения
… -СН=СН-СН=СН-СН=СН-…
(такие полимеры обладают полупроводниковыми свойствами).
Следует также отметить, что высокомолекулярное вещество — карбин (третья аллотропная модификация углерода) — образуется не в результате полимеризации ацетилена, а при окислительной поликонденсации ацетилена в присутствии CuCl:
Получение алкинов
Ацетилен получают в промышленности двумя способами.
1. Термический крекинг метана:
2. Гидролиз карбида кальция:
С:Карбид кальция образуется при нагревании смеси оксида кальция СаО (жженой извести) и кокса до 2500
Вследствие большой энергоемкости этот метод экономически менее выгоден.
Для синтеза гомологов ацетилена применяют следующие методы.
1. Дегидрогалогенирование дигалогеналканов спиртовым раствором щелочи (щелочь и спирт берутся в избытке):
2. Удлинение цепи (алкилирование ацетиленидов) при действии на ацетилениды алкилгалогенидами:
Применение алкинов
Наибольшее практическое значение имеют ацетилен и винилацетилен (бутен-3-ин-1).
Ацетилен используется для получения самых разнообразных веществ:
Винилацетилен является важным промежуточным продуктом в производстве масло- и бензостойкого синтетического хлоропренового каучука:
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ АЦЕТИЛЕНА И ДЕМОНСТРАЦИЯ ИХ НА УРОКАХ ХИМИИ
Самый доступный способ получения ацетилена — взаимодействие карбида кальция с водой:
СаС2 + 2Н2O С2Н2 + Са(ОН)2
Колбу для реакции следует брать не слишком малого объема, так как при реакции происходит вспучивание образующейся густой жидкости и пену может погнать газом по отводной трубке. В случае применения слишком большой колбы пройдет много времени, пока из прибора не будет вытеснен весь воздух, и если ждать этого момента, то произойдет большая потеря ацетилена. Удобно воспользоваться колбой емкостью 250 мл. В случае применения колбы большей емкости опыты с ацетиленом можно начинать с реакций, не требующих вытеснения воздуха, что даст возможность провести их достаточно экономно.
При приливании воды к карбиду кальция реакция идет всегда очень бурно; ацетилен поэтому расходуется непроизвольно, и его может не хватить для показа всех намеченных опытов. Получить более спокойный и равномерный ток ацетилена можно двумя способами: добавить к карбиду кальция этиловый спирт и лишь затем пускать воду или же вместо воды воспользоваться насыщенным раствором поваренной соли.
В колбу помещают 7—8 кусочков карбида кальция величиной с горошину, вставляют плотно пробку с воронкой, наливают в воронку насыщенный раствор поваренной соли и пускают несколько капель его в колбу. Дальнейшее прибавление раствора производят так, чтобы установился равномерный ток газа со скоростью, позволяющей считать пузырьки. Обращают внимание учащихся на то, что реакция, в отличие от получения этилена и метана, идет без подогрева.
Образующийся газ собирают в цилиндры по способу вытеснения воды (после проверки на полноту вытеснения воздуха) или же непосредственно используют для соответствующих опытов. Ввиду заметной растворимости ацетилена в воде иногда рекомендуют собирать его над раствором поваренной соли, однако, как показывает опыт, вполне можно пользоваться и обычной водой. Растворение ацетилена в воде. Ацетилен растворяется в воде лучше метана и этилена.
1. Пропускают ацетилен через воду в пробирке в течение нескольких минут. После этого нагревают воду до кипения и к отверстию пробирки подносят зажженную лучинку. Выделяющийся из воды ацетилен вспыхивает.
2. Цилиндр или пробирку с чистым (без воздуха) ацетиленом опрокидывают отверстием в стакан с подкрашенной холодной водой. При покачивании цилиндра (пробирки) уровень воды в нем заметно поднимается. Это явление будет более наглядным, если цилиндр в таком положении закрепить в штативе и оставить до следующего занятия.
Растворение ацетилена в ацетоне. Ацетилен хорошо растворяется в ацетоне. В виде такого раствора он и хранится обычно в стальных баллонах (с пористым наполнителем).
В небольшой цилиндр с ацетиленом наливают 3—4 мл ацетона. Цилиндр закрывают пробкой, встряхивают несколько раз и опрокидывают в ванну с подкрашенной водой. При открывании пробки вода поднимается в цилиндре.
Горение ацетилена. Полное сгорание ацетилена выражается уравнением:
2С2Н2 + 5O2 4СO2 + 2Н2O
Внешняя картина горения и развиваемая при этом температура в сильной степени зависят от объемного соотношения газов.
Поджигают ацетилен, собранный в цилиндр, по способу вытеснения воды. Газ горит коптящим пламенем. По мере продвижения пламени внутрь цилиндра образование копоти усиливается, так как горение в цилиндре идет еще при большем недостатке кислорода. Поджигают ацетилен и у отводной трубки прибора обращают внимание на то, что чем меньше отверстие трубки, тем газ горит менее коптящим пламенем, а в тонкой струйке газа происходит полное сгорание.
Взрыв ацетилена с кислородом. Смесь ацетилена с кислородом при поджигании взрывается с очень большой силой. Поэтому опыт можно производить в стальном цилиндре или в такой оболочке, разрыв которой неопасен. Лучше всего взрыв ацетилена показать в мыльных пузырях.
В мыльную воду, заготовленную заранее в железной чашке из расчета 1 г мыла на 30—40 мл воды и 4—5 мл глицерина, пропускают одновременно ацетилен из прибора и кислород из газометра. Уносят приборы со стола и поджигают длинной лучинкой образовавшиеся пузырьки со смесью газов. Происходит сильный, но безопасный взрыв.
Реакция ацетилена с бромом и раствором перманганата калия. Опыты, иллюстрирующие непредельность ацетилена, могут быть осуществлены двумя способами: а) пропусканием ацетилена в бромную воду и раствор перманганата калия, б) приливанием этих растворов в цилиндры с ацетиленом.
При демонстрации опытов первым способом обесцвечивание растворов (особенно бромной воды) наступает довольно медленно. Перемешивание растворов стеклянной палочкой несколько ускоряет процесс.
При демонстрации опытов вторым способом встряхивают газ с растворами в цилиндрах; обесцвечивание при этом наступает быстрее.
Исходя из строения ацетилена, учащиеся обычно правильно составляют уравнения реакций его с бромом:
Реакция ацетилена с перманганатом калия, как и реакция этилена, здесь может быть рассмотрена лишь в общих чертах.
Если реакция ацетилена с бромом и перманганатом калия демонстрируется способом пропускания газа через растворы, то время, в течение которого произойдет обесцвечивание растворов (сравните с этиленом), может быть использовано для разбора реакции. Такой опыт следует вести под тягой, так как сравнительно много ацетилена (с ядовитыми примесями) выделяется в атмосферу. Обсуждение опыта может быть начато примерно так: «Исходя из наличия тройной связи в молекуле ацетилена, мы высказываем предположение, что он должен легко окисляться и вступать в реакции присоединения. По какому признаку мы сможем определить, пойдут ли эти реакции в поставленном опыте?» После ответа учащихся учитель ставит вопрос: «Если произойдет обесцвечивание растворов, то как можно было бы выразить эти реакции уравнениями?»
Горение ацетилена в хлоре. Ацетилен, как и другие углеводороды, горит в хлоре, образуя хлористый водород и уголь:
С2Н2 + СI2 2С + 2НСI
1. В цилиндр с хлором медленно вводят изогнутую стеклянную трубку с горящим ацетиленом. Ацетилен продолжает гореть в хлоре, образуя копоть. Наполнять цилиндр хлором можно на уроке, насыпав в него немного толченого перманганата калия и приливая концентрированную соляную кислоту.
2. В цилиндр с хлором постепенно вводят изогнутую трубку, по которой поступает ацетилен (предварительно проверенный на чи стоту). Ацетилен воспламеняется в хлоре. Опыт иллюстрирует большую химическую активность ацетилена.
3. В стеклянный цилиндр насыпают немного хлорной извести и обливают ее разбавленной соляной кислотой. Туда же бросают несколько кусочков карбида кальция. Через некоторое время в цилиндре наблюдают вспышки пламени, то угасающие, то вновь появляющиеся и перекатывающиеся сверху вниз.
При реакции хлорной извести с кислотой выделяется хлор:
CaCIOCl + 2НСI СаСI2 + Н2О + СI2
А при реакции карбида кальция с водой — ацетилен. Ацетилен и хлор вступают в реакцию присоединения, от теплоты которой происходит воспламенение ацетилена в хлоре (в цилиндре) и в воздухе (у отверстия цилиндра). Хлорная известь здесь взята потому, что она образует хлор при реакции с разбавленной соляной кислотой, тогда как перманганат калия выделяет его при реакции с концентрированной кислотой. Присутствие же свободной воды необходимо для получения достаточно большого количества ацетилена.
Опыты с полихлорвинилом. При ознакомлении с полихлорвинилом следует рассмотреть отношение его к нагреванию, к химическим реагентам и растворителям. Последние два опыта здесь не описываются, так как ставятся они так же, как с полиэтиленом.
а) Кусочки винипласта или полихлорвиниловой пленки (клеенки, изоляции) нагревают осторожно в пробирке или фарфоровой чашке.
Убеждаются, что полимер не переходит в жидкое состояние, а разлагается. К выделяющимся газообразным продуктам разложения подносят влажную лакмусовую бумажку и затем палочку, смоченную раствором аммиака. Наблюдают покраснение бумажки в первом случае и образование белого дымка во втором. Делают вывод о выделении хлористого водорода при разложении полихлорвинила.
б) Кусочки полихлорвинила нагревают в пробирке, закрытой пробкой с отводной трубкой. Газообразные продукты разложения отводят в пробирку с водой. К полученному водному раствору приливают немного раствора нитрата серебра и 1—2 капли азотной кислоты. Наблюдают образование осадка хлорида серебра, что говорит о выделении хлористого водорода при разложении полимера.
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ «СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ АЛКИНОВ«
Современный урок по химии «Алкины, их строение и номенклатура»
Образовательные цели: изучить строение, гомологический ряд, изомерию и номенклатуру алкинов на примере ацетилена и его гомологов.
Развивающие цели:
· создать условия для развития логического мышления через сравнение и установление взаимосвязи строения и свойств веществ с учетом зоны ближайшего развития;
· формирование умений переносить полученные знания в новую ситуацию.
Воспитательные цели:
· формирование научного мировоззрения через познаваемость химических явлений;
· формирование умений осуществлять самоконтроль хода и результатов своего труда;
· развитие коммуникативности личности.
Тип занятия: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Методы:
· Практический: лабораторная работа.
· Словесный: эвристическая беседа
· Наглядный: презентация, таблица.
· Логический: обобщать, делать вывод.
Основные средства:
· Учебник Химия 1 класс, автор О.С. Габриеляна;
· Презентация;
· Тестовая работа;
· Инструктивная карточка.
Технология: элементы ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности).
Оборудование:
· Слайдовая презентация, компьютер, телевизор;
· Модель атомов для построения молекул (на группу учащихся 4 человека);
· Таблица «Виды изомерии алкинов».
Учащиеся должны знать: Строение алкинов, их гомологический ряд, виды изомерии, особенности номенклатуры алкинов.
Уметь:
· Строить и записывать формулы гомологического ряда алкинов,
· Давать название алкинам по их структурным формулам,
· Вести расчеты по химическим формулам.
Этапы урока и деятельность учителя-ученика на уроке
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методы, формы, приемы |
|
1. |
Актуализация знаний |
А) Проводит эвристическую беседу. Б) организует и координирует работу. |
А) участвуют в беседе; Б) самостоятельно решают расчетную задачу и делают вывод о классе веществ. |
А) Словесный: эвристическая беседа; Б) самостоятельная работа. Логический: обобщение и вывод. |
|
2. |
Целепологание урока |
Подводит учащихся к самостоятельной формулировке цели урока. |
Самостоятельно формулируют цель урока. |
Эвристическая беседа |
|
3. |
Изучение нового материала А) особенности строения молекулы алкинов |
Организует работу учащихся, консультирует. |
Самостоятельная работа учащихся в парах с использованием источников знаний. |
Работа по плану, самостоятельная работа, обобщение, беседа. |
|
Б) гомологический ряд алкинов |
Организует работу учащихся в группах. Консультирует при необходимости. Контролирует работу. |
Самостоятельная работа и самопроверка. Работа в группах по моделированию органических веществ. |
Самостоятельная работа, л.р. 1 «Моделирование молекул алкинов», сравнение, вывод. |
||
В) изомерия и номенклатура алкинов |
Организует работу учащихся, координирует их работу, консультирует. |
Самостоятельная работа в парах. Самопроверка. |
Выполнение дифференцированного задания. |
||
4. |
Закрепление |
Подводит к выводам о строении алкинов. |
Закончить начатые фразы. |
Эвристическая беседа. |
|
5. |
Проверка уровня обученности за урок |
Организация тестовой работы. |
Выполнение тестовой работы по вариантам. |
Тестирование. |
|
6. |
Подведение итога урока |
Подводит итог урока. |
Выводы по уроку. |
||
7. |
Домашнее задание |
Комментирует задание. |
Записывают в дневники. |
Ключевые компетенции урока «Алкины«
№ |
Ключевые образовательные компетенции |
Формируемые компетентности на уроке |
Задания, формирующие компетентности |
Этап урока |
|
1. |
Методологические компетентности (оргдеятельностные) |
Осознание цели и учебной деятельности. Формулировка цели урока. Самоанализ и самооценка. |
1. Какие вопросы мы должны будем рассмотреть по данному классу веществ? 2. Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока? |
Целепологание урока. |
|
2. |
Познавательные (когнитивные) компетенции |
Понимание или непонимание учащимися заданного вопроса. Самостоятельная работа по заданиям. |
1. Исходя из молекулярной формулы предложите структурную формулу вещества. К какому классу веществ оно относится? 2. Работая в парах ответьте на вопросы (при затруднении смотрите стр. 99-100: Какие соединения называют алкинами? Особенности строения алкинов? Тип гибридизации у простейшего алкина? Угол между гибридными облаками? Расстояние между атомами С?С? Типы связей в молекулах алкинов? Пространственное строение простейшей молекулы алкинов. Форма молекулы у алкинов. |
Актуализация знаний. Изучение нового материла о строении алкинов. |
|
3. |
Информационные компетентности |
Преобразование информации. Делать обобщения. Формулировать аргументированные выводы. |
Определите виды изомерии для алкинов (при затруднении см. стр. 100-101). Запишите все возможные структурные формулы соединений состава С5Н8 и дайте им названия. |
Изучение нового материала о изомерах и номенклатуре алкинов. |
|
4. |
Коммуникативные компетенции |
Взаимодействовать с окружающими (работа в группах и парах). Преобразовывать и передавать информацию. |
Лабораторная работа 1 «Моделирование молекул алкинов» Используя молекулярные формулы гомологического ряда алкинов, смоделируйте пространственное строение первых трех соединений. Запишите структурные формулы данных соединений и зарисуйте их пространственное строение. Сравните строение соединений гомологического ряда алкинов. |
Изучение нового материала о строении гомологов ацетилена. |
|
5. |
Креативные (творческие) компетенции |
Наличие своего мнения. Раскованность мыслей. |
Часть Д 1. В строении алкинов в отличие от алканов имеется одна тройная связь, состоящая из 1у-связь и 2 р-связей. Предложите, какими химическими свойствами обладают алкины. 2. В строении ацетилена в отличие от алканов имеется одна тройная связь, состоящая из 1у-связь и 2 р-связей. Предложите, каким химическим путем можно получить ацетилен. |
Проверка уровня обученности за урок (тестирование, часть Д). |
Ход урока
I. Организационный момент 1 минута.
II. Актуализация знаний
(слайд 1.)
— Классы веществ, какой группы органических соединений мы с вами изучаем?
Ответ: углеводороды
(Слайд 2.)
— Что такое углеводороды?
— Где в природе содержатся углеводороды?
— На какие группы делятся УВ?
— Какие классы углеводородов вы помните?
— Какие классы УВ вы уже изучили?
— В чем особенность строения, изученных классов УВ?
Для определения темы нашего урока решите следующую задачу и ответьте на вопрос:
(Слайд 3.)
Задача. Установите молекулярную формулу углеводорода, если в его состав входит углерод с массовой долей 92,31 % и водород 7,69 %. Известно, что относительная плотность по водороду данного вещества составляет — 13.
Задание. Исходя из молекулярной формулы предложите структурную формулу вещества. К какому классу веществ оно относится?
Запишите тему урока: «Алкины» (слайды 4-5)
Какие вопросы мы должны будем рассмотреть по данному классу веществ?
Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока?
III. Изучение нового материала
1. Строение алкинов (слайд 6).
Работая в парах ответьте на вопросы (при затруднении смотрите стр. 99-100):
Какие соединения называют алкинами?
Особенности строения алкинов?
Тип гибридизации у простейшего алкина?
Угол между гибридными облаками?
Расстояние между атомами С?С?
Типы связей в молекулах алкинов?
Пространственное строение простейшей молекулы алкинов.
Форма молекулы у алкинов.
По окончании работы самопроверка по ответу учащегося.
Ответ: (слайд 7)
Ациклические соединения, имеющие в своем строении одну тройную связь.
Наличие тройной связи связи.
sp гибридизация
угол между облаками 180°
Расстояние С?С составляет 0, 120 нм
Тройная связь и одинарные
у-связь и 2 р-связи
2. Гомологический ряд алкинов (слайд 8)
Задание. Запишите 5 первых представителей гомологического ряда алкинов и дайте им названия.
Составьте общую формулу алкинов. (если затрудняетесь см. стр. 100)
По окончании работы самопроверка по ответу учащегося. Затем самопроверка по слайду № 8
По инструктивной карточке выполните лабораторную работу 1 «Моделирование молекул алкинов».
Используя молекулярные формулы гомологического ряда алкинов, смоделируйте пространственное строение простейшего алкина.
Запишите структурные формулы данных соединений и зарисуйте их пространственное строение.
Сравните строение соединений гомологического ряда алкинов.
Сделайте вывод об особенностях строения соединений класса алкинов.
Ответ: слайд 9
3. Изомерия и номенклатура алкинов (слайд 10)
Задание. Определите виды изомерии для алкинов (при затруднении см. стр. 100-101).
Ответ: слайд 11
· Структурная
· Положения кратной связи
· Углеводородного скелета
· Межклассовая
Ответ: слайд 12
Слайд 11.
Запишите все возможные структурные формулы соединений состава С5Н8 и дайте им названия. По окончании работы самопроверка по ответу учащегося. Ответ: № 13, 14.
Слайд 15.
IV. Первичная проверка.
А сейчас закончите следующие фразы:
1. Алкины — это …
2. Общая формула алкинов ….
3. Простейший алкин …
4. Формула простейшего алкина…
5. Количество р-связей у алкинов…
6. Виды изомерии у алкинов …
7. Тип гибридизации у алкинов ….
Слайд 16.
V. Вторичная проверка.
Выполнение тестовой работы на выявление уровня обученности по теме «Алкины». Задания разбиты на три уровня сложности
· Репродуктивный
· Прикладной
· Творческий
I вариант выполняет задания под нечетными номерами
II вариант выполняет задания под четными номерами
Слайд 17.
VI. Домашнее задание.
Стр. 99-101. Найдите информацию о применении алкинов
Слайд 18
Рефлексия.
· Что изучили сегодня на уроке?
· Какие вопросы вызвали затруднения?
· Понравился ли вам урок? Чем?
ЛИТЕРАТУРА
1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Р.Г. Учебник для 10 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992.
2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. — М., «Интеллект центр», 2001. — 296 с.
3. Деревянкина, С.Е. Клинков, Т.А. Монастырская Вопросы экологии на уроках химии// Химия в школе, 2005, № 1,с.4-7
4. Единый государственный экзамен 2002: Контрольные измерительные материалы: Химия / А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин, М.Г. Снастина и др.; М.: Просвещение, 2002. — с. 39 — 51.
5. Химия: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Е.А. Алферова, Н.С. Ахметов, Н.В. Богомолова и др. М.: Дрофа, 1999. с. 430-438
6. Р.П. Суровцева, С.В. Сафронов. Задания для самостоятельной работы по химии. М.: Просвещение, 1993 г.
7. Борисев М.И. Н., Методика преподавания химии, т. 2, 1954
8. Несмеянов А.Н., Несмеянов Н.А. «Начала органической химии», т.2, М.:Химия, 1969 — 826 с.
9. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Владос, 2000. — 336 с.
10. О.С. Зайцев. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты. — М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 1999. — 358 с.
11. Г.П. Хомченко. Пособие по химии для поступающих в вузы. М.: Просвещение, 1999 г. — 228 с.
12. Лидин Р.А. Химия: Руководство к экзаменам / Р.А. Лидин, В.Б. Маргулис. — М.: ООО Издательство «АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. 207 с.
13. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 95с.
14. Клеянкина М.К., Балашова Е.Ф., Зайцев О.С. Деловая игра по теме «Производство аммиака». // Химия в школе. — 1992. — №5-6. — стр. 49-52.
15. Ширикова О.И., Коробейникова Л.А. Ролевые игры на уроках химии. // Химия в школе. — 1991. — №3. — стр. 31-36.
16. Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках химии. — М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
17. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск: 1989. — 217 с.
18. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. М.: Издательство Первое сентября, 2000. — 224 с.
19. Бабанский Ю.К. Основные условия и критерии оптимального выбора методов обучения. -М.: Просвещение, 1971. — 375 с.
20. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. -М.: Просвещение, 1976. — 238 с.
21. Педагогика. / Под ред. Бабанского Ю.К. — М.: Просвещение, 1998. — 479с.
22. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Просвещение, 1976. — 245 с.
23. Пичугина Г.А., Штремплер Г.И. — Игры-минутки в обучении химии // Химия в школе. С. 57.