Во всех возрастных группах у детей обнаруживается способность объективнее оценивать окружающих, нежели самих себя. Но здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. Ответом на вопрос «Кто у вас самый хороший?» — можно услышать «Я самый хороший», — это характерно для детей младшего возраста. Однако, от старшего дошкольного возраста таких ответов никто не услышит. И это вовсе не значит, что детская самооценка собственной личности низкая. Просто дети уже стали «большими» и знают, что хвастаться некрасиво. Совсем необязательно прямо заявлять о своем превосходстве. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. На вопрос «Какая ты: хорошая или плохая?» они обычно отвечают так «Я не знаю…», «Я тоже умею считать до 100» и т.п. [10, c. 296].
Вместе с тем, к ровеснику ребенок имеет больше требований и оценивает его гораздо объективнее. Самооценка дошкольника очень эмоциональна, но чаще всего положительна. Отрицательные самооценки наблюдаются крайне редко.
Особенности выражения самооценки детей дошкольного возраста могут быть обусловлены множеством критериев. Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте выявлены сочетанием своеобразных для каждого ребенка условий развития [13, c. 47].
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, какую оценку ему даёт взрослый. Заниженные оценки, очевидно, оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные хоть и искажают представления детей о своих возможностях в сторону многократного преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, активируя силы ребенка.
Именно поэтому правильность представлений дошкольником своих действий и поведения во многом зависит от того, какую оценку ему поставит взрослый. В тоже время, полное сформированное представление о себе позволяет ребенку критически относиться к оценкам окружающих [10, c. 173].
Для формирования самооценки, важна ведущая для ребёнка деятельность и оценка его достижений взрослыми и сверстниками. Точность и обоснованность оценки растут по мере овладения детьми правилами игры, приобретения личного индивидуального опыта. В разных видах деятельности самооценка, соответственно, разная. Например, в изобразительной деятельности ребенок чаще всего оценивает себя правильно, в грамоте – сильно переоценивает, а в пении у него есть возможность недооценить себя.
Важно отметить, что в регулировании поведения самооценке отведена особая, безусловно, важная роль. Она выступает «корнем» всего процесса самостоятельного регулирования поведения на всех этапах его осуществления. Вместе с тем, в процессе саморегулирования поведения самооценка постоянно развивается и корректируется [8, c. 131].
К концу дошкольного возраста самооценка ребенка и его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся полнее, глубже, делаются более точными и развернутыми.
Эти изменения объясняются в большей степени появлением интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления.
Развитие самосознания очень тесно связано с развитием познавательной сферы и мотивации ребенка. На основе их формирования в конце дошкольного периода появляется важное новообразование — ребенок оказывается способным сознавать и себя, и то положение, которое он в данное время занимает [4, c. 56].
В качестве итога можно выделить два критерия формирования самооценки старших дошкольников: отношение окружающих к ребёнку и осознание ребёнком особенностей непосредственно своей деятельности, её процесса и результатов. И это осознание не появится само по себе: родителям и воспитателям необходимо научить ребёнка видеть и понимать себя, координировать свои действия с действиями других людей и согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.
Данный этап в развитии самооценки играет большую роль в психологической готовности старшего дошкольника к переходу на следующую возрастную ступень, т.е. к обучению в школе.
Эффективные условия формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.