Таким образом, проведенный анализ сущности расходов бюджета позволяет сделать вывод, что они являются сложной, многофункциональной экономической категорией. Виды расходов бюджета и формы их финансирования определяют их глубинный смысл. Ввиду значимости данной категории, очевидно, что она нуждается в совершенном и эффективном управлении.
1.2 Методы оценки эффективности расходования бюджетных средств
В бюджетном законодательстве Республики Южная Осетия не содержится четкого определения терминов, относящихся к эффективности в бюджетной сфере, кроме основополагающего принципа «эффективности и результативности», закрепленного ст. 18 Постановления Парламента Республики Южная Осетия «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса». Суть данного принципа заключается в том, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств [2]. Но критериев такой эффективности в институционально-правовом поле Республики Южная Осетия так и не сформировано.
Несмотря на большое количество подходов к определению и оценке понятия эффективности в аспекте бюджетных расходов, оно все еще остается концептуальной проблемой. Не в последнюю очередь из-за специфики государственных расходов, как особого объекта общественных отношений.
Оценка эффективности использования бюджетных средств осуществляется на трех стадиях: на стадии планирования исследуются входные показатели программ, программируется результат; на стадии отчетности — исходные показатели (продукт, результат), то есть состояние достижения тактических целей программы; по завершении соответствующей программы анализируется общий эффект от выполнения программы, состояние достижения стратегических целей.
По мнению Карасева Г. Г., Фоминой К. В. Э, при оценке эффективности следует также учитывать внешние и внутренние факторы, которые способствовали неэффективному использованию бюджетных средств. Поэтому часто достижения эффективности зависит не от объективных факторов, а от политических решений [7, c.59].
То есть, показатели результативности являются тем инструментом с помощью которого осуществляется оценка эффективности использования бюджетных средств (реализация принципа), а паспорт программы, а точнее его показатели, является основанием, которое позволяет оценить эффективность.
Таким образом, наряду с общими критериями оценки использования бюджетных средств, для более точного оценивания необходимо разрабатывать отдельные, индивидуальные критерии по каждой бюджетной программы и по каждому конкретному случаю использования бюджетных средств. Поскольку создать единый критерий для оценки эффективности всех бюджетных процессов невозможно.
В контексте нашего исследования, заслуживают особого внимания научные наработки Карепиной О. И., Харсекиной А. И. [8], посвященные вопросам оценки эффективности бюджетного процесса. Разработанная данными учеными система показателей и коэффициентов предназначена для оценки бюджетного процесса на местном уровне, но мы считаем, что отдельные подходы предложенной учеными методологии могут быть использованы и при оценке эффективности расходования средств на общегосударственном уровне. Осуществляя оценку бюджетного процесса, Карепина О. И., Харсекина А. И. использовали следующие показатели (табл. 3): уровень точности текущих плановых обоснований осуществленных расходов; степень точности планово-расчетных обоснований выполнения доходной части местных бюджетов; показатель финансовой производительности бюджета; коэффициенты сбалансированности бюджета, экономической и социальной эффективности бюджета.
Таблица 3 — Показатели и коэффициенты для оценки эффективности расходования средств государственного бюджета
Показатель Формула расчета
1 2
Уровень точности текущих плановых обоснований осуществленных расходов за некоторый период времени РПА = 100 — [abs (Рф — Сп): Сп] х 100
где РПА — показатель уровня точности текущих плановых обоснований осуществленных расходов;
Рф — фактические расходы бюджета за некоторый период времени (руб.);
Оп — плановые расходы бюджета за некоторый период времени (руб.);
abs — модуль — абсолютная (положительная) величина разницы.