Идея договорного возникновения государства высказывалась в истории политической мысли задолго до Гроция: в реальной практике средних веков договоры между феодалами, между феодалами и городами были формой, источником права, в том числе и публичного права. Заслуга Гроция состояла в том, что он вместе с некоторыми другими мыслителями, такими, как Макиавелли, Гоббс, Спиноза, Руссо, стал рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта человека, а не из теологии. Кроме того, только у Гроция договор о создании государства рассматривался как исходное начало теории государства, как основа самого государства, длительных отношений власти и подчинения.
Это произошло потому, что Гроций, перенеся римское естественное право в публичное, подвел этим правовой фундамент под различные соглашения, что их массово заключали в то время [18]. Главным уже стало соблюдение заключенных и подписанных договоров и соглашений. Гроций превращал это в аксиому, что с тех пор объединяла не только частных лиц, но и государства, в определенное сообщество. Поэтому концепция договора, созданная философом, стала важнейшей в политической мысли нового времени. Договор имел, так сказать, внутреннее измерение, что касался соглашения между гражданством, подданными, государством и верховной властью. Общественный договор рассматривали как добровольное соглашение между ними, а также как обязанность индивидов в отношении государства. Начиная с Гроция почти все теоретические построения ХVII-ХVIII в., которые объясняли сущность, причины, способы создания государства, исходили из этого зародыше.
В то же время необходимо подчеркнуть, что учение о происхождении государства из общественного договора не выражено у Гроция с такой определенностью, как у его последователей — Гоббса, Локка, Руссо, и в этом нет ничего удивительного, ибо он был одним из ранних представителей этого учения. Зато Гроций много внимания уделял вопросам верховной власти и государственного суверенитета. Как и Ж. Боден, Гроций развивал такое учение о государственном суверенитете, которое оправдывало предоставление широких полномочий правителям и независимость их от народа в решении многих важнейших вопросов жизни государства. Г. Гроций писал, что если кто в силах подчинить своей личной власти отдельных лиц, то ничуть не удивительно, что он может подчинить целую совокупность — будь то государство или же его часть — своей власти чисто гражданской, чисто господской или смешанной. Однако для того чтобы передача верховной власти завоевателю была легитимной, необходимо выраженное или молчаливое согласие народа [24].
Однако, теорию государственного суверенитета философ разрабатывал в основном применительно не к республиканским, а в монархическим порядкам, которые в то время определенные круги буржуазии еще считали для себя приемлемыми. Абсолютизм в ряде европейских стран еще не изжил себя и в определенной мере способствовал росту буржуазных элементов.
Договорная теория происхождения государства
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.