Хотя философ полностью покорил человека суверену, который мог распоряжаться по своему усмотрению всем достоянием граждан, он, однако, допускал одно исключение из обязанности повиноваться суверенам. Гоббс предоставил гражданам своего «Левиафана» право на восстание против верховной власти в случае необходимости защиты личной свободы, защиты своей жизни. Закон самосохранения является высшим законом, и подданные имеют право самозащиты даже против монарха. Договоры, которые обязывают человека не защищать свою жизнь, не являются действительными.
И это логично, поскольку самосохранение, по учению Гоббса, – причина основания правительств. Человек добровольно переносит свои права и все, что ему принадлежит, на другого, на суверена с надеждой получить защиту от него. Человек, следовательно, не имеет никаких обязанностей относительно суверена, который не в состоянии защитить его, ибо данное людям природой право защищать себя, когда никто другой не может их защищать, не может быть отчуждено никаким договором.
Итак, основная задача суверена, его призвание-защита подданных, а сама защита определяется имеющейся у него силой. Пока он обладает для защиты граждан силой, он пользуется своими правами приказывать и наказывать. Подданные же, со своей стороны, обязаны ему повиноваться. Как только он теряет эту силу, и подданные вынуждены защищаться сами, суверен лишается своей власти. Власть есть сила. Кто той силой не обладает, тот не обладает и верховной властью.
Мыслитель понимал, что предложенный им подход к определению размера полномочий суверена, объем содержания абсолютной власти способен отвратить людей от нее. Однако он упорно доказывал, что в абсолютной власти нет ничего тягостного, что абсолютная власть не обязательно ведет к различным плохим последствиям. Наоборот, он считал, что именно отсутствие такой власти чревато гораздо худшими последствиями. Как теоретика политического абсолютизма, возможность тиранического использования неограниченной власти государства беспокоила его меньше, чем необузданные конфликты частных интересов и анархия.
Все это в условиях XVII в. имело в целом прогрессивное значение. Плохим было только то, что Гоббс проповедовал идею абсолютной королевской власти в тот исторический момент, когда в Англии развернулась борьба буржуазии и нового дворянства (джентри) с королевским абсолютизмом, когда основная масса буржуазии уже не мирилась больше с неограниченной властью короля и претендовала на то, чтобы разделить власть с дворянством или даже полностью забрать ее. В XVII ст. королевская власть стала уже тормозом экономического развития не только в Англии, но и в других странах, а потому защита абсолютной монархии в то время был уже реакционной программой.
Договорная концепция государства
- 2020-05-14
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.