Решающее значение для выявления возникновения недостачи, порчи или повреждения груза, имеет соблюдение установленного порядка и оформления выдачи-приемки груза на основании норм законодательства. Нарушение перевозчиком или грузополучателем установленных правил выдачи-приемки груза может привести к невозможности установить: по чьей вине груз поврежден или утрачен.
Большое значение имеет момент выдачи груза, который определяется в зависимости от места, где эта операция выполняется, и от того, кем осуществляется выгрузка.
Выдача груза на автомобильном транспорте завершается в момент передачи его на складе грузополучателя. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Устава автомобильных дорог перевозчик обязан доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель – принять доставленный ему груз. Для перевозчика в целях избежания штрафных санкций важно доставить и выдать груз получателю своевременно. Поэтому пунктом 2 статьи 15 Устава автомобильных дорог предусмотрено право грузополучателя требовать от перевозчика возмещение ущерба в соответствии с частью 7 статьи 34 Устава автомобильных дорог, если вследствие повреждения (порчи) груза в процессе перевозки исключается возможность использования груза по прямому назначению.
Невозможность использования груза устанавливается экспертным путем. Если экспертом будет установлено, что возможен ремонт груза, получатель обязан принять его, а перевозчик – возместить затраты, связанные с ремонтом. В случае отказа грузополучателя от принятия груза сторонам необходимо обращаться в арбитражный суд. Судебная инстанция на основании тщательного изучения обстоятельств дела и заключения экспертизы принимает решение по спору сторон.
Егиазаров В.А. считает, что грузополучатель вправе отказаться от принятия груза, который был утрачен, а затем найден. В различных нормативных правовых актах, регламентирующих перевозку груза по-разному решается вопрос о грузе, который был утрачен, а затем найден. На автомобильном транспорте подобной нормы нет. Между тем пунктом 3 статьи 14 Устава автомобильного транспорта установлены условия признания груза утраченным:
– если груз не был выдан грузополучателю по его требованию в течение десяти дней со дня приема груза для перевозки при перевозках в городском и пригородном сообщениях;
– если груз не был выдан грузополучателю по его требованию в течение тридцати дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю, при перевозке в междугородном сообщении.
В зависимости от места выдачи груза и от того, прибыл ли груз в транспортном средстве без внешних признаков повреждения, а также в зависимости от некоторых других признаков установлен различный порядок выдачи грузов.
Так, согласно пункту 8 статьи 15 Устава автомобильного транспорта выдача грузов, доставленных в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется грузополучателям без проверки массы, состояния грузов, количества грузовых мест.
Пунктом 9 обозначенной статьи установлено, что выдача груза перевозчиком в пункте назначения с обязательной проверкой массы, состояния груза, количества грузовых мест осуществляется в следующих случаях:
1) доставка груза в крытом транспортном средстве, контейнере, принятом для перевозки без пломб;
2) доставка груза в неисправных кузове транспортного средства, контейнере или в исправных кузове, контейнере, но с поврежденными пломбами грузоотправителя;
3) доставка скоропортящегося груза с нарушением срока доставки, установленного договором перевозки груза, или температурного режима при перевозке, установленного правилами перевозок грузов.
Статьями 34 и 35 Устава автомобильного транспорта установлена материальная ответственность перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя. Основаниями для такой ответственности служат коммерческие акты или акты общей формы.
Указанные акты выполняют две функции:
1. устанавливают обстоятельства, на основе которых впоследствии решается вопрос об ответственности отправителя или транспортной организации за несохранность перевозимого груза;
2. при отсутствии вины отправителя на основании данных акта распределяется ответственность между соперевозчиками.
Правила перевозки грузов автомобильным транспортом предусматривают акт как единственный документ, фиксирующий соответствующие обстоятельства перевозки груза. Статья 38 Устава автомобильного транспорта кроме акта содержит диспозитивные нормы, позволяющие фиксировать обстоятельства перевозки груза в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях.
Исследовав порядок заключения и прекращения договора перевозки грузов автомобильным транспортом стало ясно, что для правильного разрешения вопросов, связанных с перевозкой груза автомобильным транспортом необходима тщательная подготовка и проработка сопутствующих документов, начиная от отправления заявки (заказа) и заканчивая приемкой полученного груза.
Договор перевозки груза автомобильным траснпортом
- 2020-05-17
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.