Убеждения как фильтр восприятия. Все то, что человек воспринимает, будь то свет, звук и так далее – его наиболее вероятное предположение о объекте. Например, у человека присутствует убеждение «Я неудачник», и вся информация, даже опровергающая это убеждение, будет фильтроваться и восприниматься иначе, к примеру, как подтверждающая это убеждение. Также примером могут выступать различные оптические иллюзии.
Прогностическая функция. Согласно этой функции, убеждение является критерием выбора способов поведения в новых ситуациях. Убеждением оптимизирует хранение информации и легко распространяются на новую ситуацию.
Убеждения формируют личность. Система всех имеющихся у человека убеждений отражается в его личности.
Убеждения, как ресурс. Убеждение может быть, как стимулирующим фактором, так и ограничивающим.
Созидательная функция убеждений. На основании имеющихся убеждений, человек строит новые предположения или убеждения.
Согласно концепции А. Бека, мы должны различать две категории негативных глубинных убеждений: связанные с беспомощностью и связанные с неприятием. Порой, некоторые глубинные убеждения соотносятся и с первой, и со второй категорией. Пример убеждения из категории беспомощности – убеждения в бессилии, уязвимости, нужде, неудачник, и тому подобные. Пример убеждения из категории неприятия: недостойный, нежеланный, и тому подобные [4].
Поскольку сама по себе установка является понятием, близкой к убеждению, стоит рассмотреть и концепцию установок.
А. Эллис выделил четыре группы иррациональных установок:
Катастрофические установки – это такие установки, где человек чрезмерно преувеличивает отрицательные последствия каких-либо событий;
Установки обязательного долженствования – это такие установки, в которых утверждается обязательная реализация. Эти установки могут быть направлены на себя и на окружение;
Установки обязательной реализации своих потребностей – это такие установки, которые приводят к превращению желаний в обязательное требование;
Глобальные оценочные установки – это такие установки, где общая оценка выставляется на основании отдельных частных фактов. Например, человека могут посчитать плохим, если он не сдержал одного мелкого обещания [16].
По мнению А.Эллиса проблемы людей начинаются с этих четырех групп иррациональных установок. Как мы уже выяснили, дезадаптивпные схемы могут активироваться из-за стресса, формироваться из-за неудач, отвержений и тому подобного. При этом психологические проблемы усугубляются при их длительном игнорировании. Такие проблемы могут повлиять на нашу жизнь существенным образом [16]. Например, человек с детства не умел быстро бегать, в школе у него были проблемы с уроками физкультуры, его пригласили в спортивный зал, чтобы укрепить свое здоровье. Он отказывается, мотивируя тем, что у него ничего не получалось в детстве. Однако данное убеждение является дисфункциональным, ведь в зале можно найти множество других способов укрепить и сохранить свое здоровье, помимо собственно бега.
В связи с этим становится необходимым найти методы изменения старых дисфункциональных убеждений. Согласно когнитивному подходу в психотерапии, после того, как терапевт выявил у клиента негативное убеждение, необходимо сформулировать новую, более рациональную и функциональную идею, и подвести к ней клиента.
Дисфункциональные убеждения в юношеском возрасте
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.