Несмотря на разнообразие этиологии и сложную картину заболеваний, общей органической формой всех форм глубоких нарушений зрения и остаточного зрения является тяжелое органическое поражение зрительно-нервного аппарата. Врожденные или грубые нарушения зрения, возникающие на ранних стадиях онтогенеза, вызывают глубокую сенсорно-перцептивную депривацию, которая негативно влияет на психическое развитие ребенка. Оценка развития психической функции должна проводиться дифференцированно на основе определения ее исходного состояния, выявления индивидуальных психологических особенностей ребенка и контроля динамики его изменений в процессе коррекционной подготовки.[7]
Зрительное восприятие в условиях различной мотивации
Подход к восприятию как деятельности обязывает нас выявить изменения в его различных характеристиках, которые могут оказаться «ответственными» за его нарушение. Еще в 1946 г. С. Л. Рубинштейн писал, что восприятие отражает всю разнообразную жизнь человека, поэтому можно было бы ожидать, что с изменением личного отношения перцептивная деятельность также меняется.
Роль модифицированного компонента личности в восприятии можно определить по-разному: а) путем анализа нарушений самого процесса восприятия; б) путем создания специальной экспериментальной техники, позволяющей изменить смыслообразующую функцию мотива восприятия.
О значении личностного фактора в перцептивной активности свидетельствуют данные, полученные при исследовании восприятия пациентов с так называемым «лобным» синдромом, при котором отмечались нарушения управляемости, произвола, поведение которых отличалось самоуверенностью и отсутствием коррекции выражены.
Мы остановились на характеристике этого типа нарушения в гл. IV, здесь мы только указываем на особенности восприятия этой группы пациентов, которые по внешнему проявлению могут быть поражены как агностические расстройства. Так, пациент , описанный мной вместе с А. М. Дубининым в 1940 г., получивший серьезную травму левой лобной доли, с трудом узнал объекты, нарисованные пунктирной линией или заштрихованные, не смог понять и передать смысл двух картин , последовательно изображая простые сюжеты (на одном рисунке двое парней курят в стоге сена; на другом они убегают из уволенного стека). «Двое сидят здесь, а двое бегут сюда». Пациент не замечает, что речь идет о последовательном изображении. Другой пациент из этой группы не смог. узнать содержание знаменитой картины Н.Я. Ярошенко «Жизнь везде»: «Есть человек, вот птица, он на них смотрит». Таким же образом пациент не мог распознать структуру объектов, затененных или наложенных друг на друга (рисунок V. Popelreiter).
Тот факт, что трудности распознавания носят псевдодиагностический характер, говорит о том, что нужно было просить пациента «внимательно посмотреть», он дал адекватный ответ: «О да, потому что здесь решетка является заключенным». Следовательно, трудность распознавания не была у таких пациентов агностическим расстройством в узком смысле этого слова и проявлением того, что пациенты не проводили активный процесс поиска, который всегда включен в акт, восприятия (AL Yarbus, 1956 г.) не сравнивал свои ответы, свои действия с результатом.
Клинические описания известного немецкого психиатра А. Пика (1907) подтверждают приведенное выше утверждение относительно характера таких «псевдоагнозий». А. Пик наблюдал патологию восприятия, которую он назвал «апперцептивной психической слепотой» с атрофическим повреждением головного мозга (болезнь Пика). Пациенты с такой патологией не способны фиксировать представленные им предметы и соединять отдельные элементы воспринимаемого в одно значимое целое. Подобные нарушения восприятия наблюдались также у пациентов с прогрессирующим параличом (заболевание, при котором также затрагиваются лобные доли мозга). Особенно большие трудности у пациентов с поражением лобных долей головного мозга понимают из серии снимков, изображающих в последовательном порядке любой сюжет. Пациенты ограничиваются описанием отдельных фрагментов или отдельных картинок. Так, одному такому пациенту с поражением базальных частей лобных долей мозга была представлена серия из пяти картинок, последовательно изображающих «погоня за волком за мальчиком по снежной поляне в лесу». На одной из картин изображен мальчик, сидящий на дереве, вокруг которого расположены волки. «О, ты озорной, ты залез на дерево или что-то в этом роде», — говорит пациент, едва глядя на эту фотографию. После настойчивой просьбы экспериментатора — внимательнее присмотреться — пациент правильно описывает сюжет.
Таким образом, приведенные данные показывают, что нарушение управляемости, невозможность сравнения отдельных фрагментов целого, сравнения их действий с намеченным результатом играет существенную роль в гностических расстройствах описанных пациентов. Другими словами, виновниками «псевдодиагностических» расстройств этих пациентов являются нарушение произвола, невозможность коррекции. Это непроизвольное проявление проявляется в другом специфическом явлении — у таких пациентов нет изменений в форме и фоне при представлении фигур Рубина. Клинический и патофизиологический фактор оказывает большое влияние на возрастное развитие зрительного восприятия у детей с различными нарушениями зрения. В связи с этим коррекция, компенсация и развитие восприятия должны проводиться с учетом клинических особенностей различных форм, степени тяжести и прогноза заболеваний органа зрения, показаний и противопоказаний к различным видам зрительной работы.