Эмоциональная сфера младшего школьника характеризуется лабильностью, непосредственностью, экспрессивностью в учебном процессе (И. Д. Бех, Л. И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В. К. Котырло), а ее произвольность повязкам связана с развитием самоконтроля, целеустремленностью, устойчивостью и глубиной эмоционального процесса (И. А. Васильева, Б. И. Додонов, Ю. М. Забродин, В. А. Иванников, Е. П. Ильин, С. А. Полищук, В. К. Тихомиров).
Проблема воспитания эмоциональной сферы школьников нашла свое теоретическое обоснование в работах философов и культурологов — Аристотеля, Платона, Спинозы, Канта, Л. Фейербаха. Психологические аспекты культуры чувств и эмоций нашли свое отражение в трудах Б. Ананьева, Л. Божович, В. Вилюнас, Л. Выготского, И. Джидарьян, Б. Додонова, Я. Рейковский, Б. Теплова, П. Якобсона и др. В педагогическом аспекте культура чувств и ее вопросы интересовали зарубежных педагогов И. Гербарта, Я. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, отечественных педагогов и деятелей культуры Г. Ващенко, А. Духновича, Я. Козельского, С. Русовой, Г. Сковороде, В. Сухомлинского, К. Ушинского и др. Одним из первых, кто начал заниматься проблемами эмоционального воспитания учащихся, был В.А. Сухомлинский. [10, c.67] Говоря о гармонии в воспитании личности, он отмечает необходимость единства эмоционального и интеллектуального, эмоционального и эстетического, эмоционального и морального. Эмоциональная культура, эстетические вкусы и общественные качества не могут, по его убеждению, формироваться на почве эмоциональной бедности; эмоциональное бескультурье в отношении к людям порождает эгоизм. Выдающийся педагог был уверен, что школа станет «мастерской гуманности», если учить своих воспитанников чувствовать оттенки мыслей и чувств людей, их эмоциональные состояния. В исследованиях Т. Антоненко, В. Бачинина, Н. Крыловой, Л. Коваль, В. Толстых, П. Якобсона и др. сосредоточено на поиске средств, путей формирования культуры эмоций у детей разного возрастного периода.
Под эмоциями понимают процессы, отражающие субъективную оценку различных ситуаций в жизни человека в форме переживания (радость, удивление, страх, гнев и др.) С чувствами тесно связана воля. Это свойство человека проявляется в умении сознательно управлять своим поведением и психическими проявлениями. Практически оно выражается в способности осуществлять определенные действия, несмотря на внутреннее сопротивление, или сдерживать эмоциональные порывы.
Воспитывая ребенка, педагоги и родители учат его управлять своими переживаниями, выражать их в социально приемлемой форме. Особенностью эмоционально-волевой сферы младших школьников является то, что чувства пока лидируют над волевыми проявлениями и становятся мотивами поступков.
Динамика произвольного внимания и его связь с эмоциональной, личностной и когнитивной сферой у детей 7-10 лет
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.