Разумеется, те негативные моменты, которые присутствуют в монополистической конкуренции, заставляют предпринимателей изыскивать меры для повышения эффективности своих предприятий. Они чаще всего останавливаются на дифференциации продукта и его совершенствовании. Дифференциация продукта означает, что одновременно выпускается множество модификаций данного продукта различного качества, в различном оформлении. Такое обилие выпускаемого продукта привлекает потребителя, но в то же время разнообразие марок, стилей, форм может просто не позволить ему разумно подойти к выбору.
Примером такого сложного выбора потребителя может быть продукция многих видов, к примеру, это женская косметика, среди которой дифференциация товара наблюдается в геле для душа. Сложно сказать, какой продукт и чем отличается, но при этом существуют определенные бренды, которые не поддаются конкуренции со стороны других производителей. Помимо этого, как мы уже заметили в списке критериев монополистической конкуренции, существуют высокие издержки на рекламу товара. Так и здесь.
Производителю приходится вкладывать большие капиталовложения не на разработку продукции и ее усовершенствование, а на ее рекламу. По этой причине монополистическая конкуренция несет негативные последствия для рынка:
слишком высокие затраты на рекламу (так, с помощью исследования агентства AdIndex, в 2017 году около половины компаний собираются увеличить расходы на свой рекламный бюджет в среднем на 53,2%);
реклама производителей становится надоедливой для потребителей (в частности, за счет баннерной рекламы и видеороликов перед просмотром материалов на специальных площадках, платформах и сайтах);
высокие издержки на рекламу включены в конечную цену, что заставляет потребителей переплачивать за нее, а не за качество продукта (маркетинг предприятий занимает примерно 20% коммерческих расходов, что в свою очередь, учитывается в конечной цене готового продукта из-за увеличения себестоимости ее реализации на те же 20%);
осложнение выбора конечного продукта для потребления.
Продукты любой компании могут иметь дифференциацию по многим критериям. Основные формы дифференциация можно перечислить по таким характеристикам, как:
Качество продукта по физическим и качественным параметрам. К таким параметрам относятся: материалы, дизайн, функциональные различия и особенности товара, качество работы над товаром.
Уровень реализации продукта, услуги по его продвижению. Здесь включены условия по продаже продукта: упаковка, скорость продажи, вежливость консультантов и дистрибьюторов, услужливость, возможность продажи товара в кредит или рассрочку.
Месторасположение точек реализации товаров. От размера магазина, расположения его в определенных городах, районе города, проходимости так далее зависит также дифференциация продукции.
Стимулирование сбыта через «мнимые» качества. К ним относится реклама, имидж компании, бренд, корпоративное позиционирование, торговая марка, упаковка и позиционирование через СМИ.
Таким образом, решив использовать стратегию дифференциации, следует помнить одну важную мысль: дифференциация товара должна строиться на важных для потребителя характеристиках продукта. Стоит ли выбирать данную стратегию конкуренции и производства или нет – решать по отдельности каждому предприятию. В большей степени все зависит от того, в каком сегменте товаров конкурирует предприятие. Ведь согласно отечественной и мировой практике, дифференциация товаров – это неотъемлемая часть во многих сферах потребительских продуктов. И если среди них ключевые конкуренты используют дифференциацию продуктов, тогда аналогичные действия стоит проводить и другим предпринимателям.
Дифференциация продуктов в экономическом поведении фирмы
- 2020-05-08
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.