Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Диагностика уровня эмпатии у студентов психологического факультета

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Так же, как и в зарубежной психологии, в отечественной психологии обсуждался вопрос о соотношении аффективного и когнитивного компонентов в эмпатии. Л.Н. Джрназян [11] отмечает, что будучи сугубо эмоциональной по внешним проявлениям, эмпатия сопровождается активными познавательными процессами. А.А. Бодалев [3] характеризовал эмпатию как сложное психологическое образование, где взаимосвязаны и переплетены познавательные и эмоциональные процессы. По И.М. Юсупову [49] эмпатия проявляется в рефлекторных и в высших интеллектуализированных формах.
Л.Н. Джрназян, Л.П. Выговская, Н.Н. Обозов, Г.И. Метельский и другие в соответствии с концепцией трехкомпонентной (когнитивный, аффективный, поведенческий) структуры межличностного взаимодействия выделяют три формы проявления эмпатии по принципу доминирования одного из компонентов: 1) Когнитивная эмпатия (позволяет осмысливать поступающую информацию), 2) Аффективная эмпатия (позволяет воспринимать эмоции), 3) Действенная эмпатия (воплощается в реагировании на состояние другого). Е.О. Елеференко [15] считает, что эмпатия как синергетическое явление содержит в себе нравственный компонент за счет ценностного отношения к тому, кто доверил свои переживания.
Л.П. Стрелкова [43] полагает, что полный эмпатийный процесс представляет собой трехзвеньевую цепочку: сопереживание, сочувствие и внутреннее содействие, которое может привести к реальной помощи. Т.И. Пашукова [32] считает, что в возникновении и развитии эмпатического отклика задействованы не только эмоциональные, но и познавательные процессы, а также воображение.
Менджерицкая Ю.А. [30] в соответствии с трехкомпонентной структурой эмпатии выделяет три группы функций эмпатии. Когнитивные функции: обеспечение опознания состояний других, ориентация в потенциальных и реальных состояниях других, развитие способностей принять мнение другого, предположения о направлениях поведения другого, оценка перспективы дальнейших взаимодействий. Эмоциональные функции: развитие социальных эмоций, актуализация собственного эмоционального опыта, удовлетворение эмоциональных потребностей. Поведенческие функции: регуляция использования средств общения, сопровождение помогающего поведения, выбор адекватных поведенческих актов.
В.В. Бойко [4] в структуре эмпатии выделяет следующие каналы: рациональный, эмоциональный, интуитивный. 1) Рациональный канал эмпатии отражает спонтанный интерес к другому человеку и характеризует направленность внимания, восприятия и мышления субъекта, выражающего эмпатию на состояние, поведение этого другого. 2) Эмоциональный канал эмпатии связан со способностью человека эмоционально резонировать с окружающими, отзываться на их чувства, подстраиваться к внутреннему состоянию другого. 3) Интуитивный канал эмпатии отражает способность субъекта предвидеть поведение партнеров в условиях дефицита информации, опираясь на хранящийся в подсознании опыт. И.М. Юсупов рассматривает эмпатию как «интегральный процесс взаимодействия подсознательной и осознанной инстанций психики, цель которого – «проникновение» во внутренний мир другого человека» [49, с. 7].
Существенной стороной эмпатического переживания, по словам А.Б. Орлова и М.А. Хазановой [31] является процессуальность, движение, динамика. Только в движении (процессе) возможно следование с дистанцией в один шаг, «как если бы я был он». Для этого процесса следования необходима реальность, в противном случае будет иметь место оценивание эмоционального отклика на нечто, возникающее в воображении, что приближается к интерпретации.
Эмпатический процесс может быть случайный или преднамеренный, кратковременный или длительный, вербальный или невербальный, в личном или опосредованном контакте. Функциональный механизм эмпатии, по определению А.П. Сопикова [42], представляет собой некий способ аналогового моделирования субъектом эмпатируемого объекта. К механизмам эмпатии относят проекцию, эмоциональное заражение, подражание, идентификацию, личностную рефлексию, децентрацию и атрибуцию определенных эмпатогенных ролей. Разные исследователи акцентируют внимание на тех или иных механизмах. О.В. Тютяева [45] отмечает, что многие функциональные механизмы эмпатийного взаимодействия выделены преимущественно в результате теоретического анализа и на настоящий момент не получили достаточного эмпирического подтверждения.
А.Б. Орлов и М.А. Хазанова [31] сформулировали отличительные признаки эмпатии от процессов проекции, интроекции, идентификации, которые позволяют не смешивать эмпатию с ними, избежать ошибки редуцирования эмпатии с другими психологическими феноменами, в частности, идентификацией. Эмпатический процесс характеризуется наличием психологической дистанции, сохранением собственной позиции субъекта. Эмпатия предполагает не обязательно совпадающие эмоциональные переживания субъекта и объекта эмпатии. Эмпатия в большей степени динамический, чем статический феномен.
Эмпатия развивается в процессе социализации человека в онтогенезе от эмоционального заражения в период младенчества до осознанного выбора в более поздние возрастные периоды. Считается, что возраст прогрессивного развития эмпатии – подростковый, что связано с бурным развитием эмоциональной сферы и ментальных процессов [24]. И.М. Юсупов [49] считает, что эмпатийный потенциал личности имеет тенденцию к спонтанному затуханию с возрастом.
Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова [8] предостерегают от смешения эмпатии с псевдоэмпатией как внешней манерой поведения, связанного с вниманием к другому, но без внутренней заинтересованности и искреннем ценностной отношении к другому. Для истинной эмпатии необходима конгруэнтность, т.е. способность находиться к контакте со своими собственными чувствами, способность искренне их выражать, а также безусловное, то есть безоценочное отношение к партнеру.
Следует упомянуть, что эмпатия рассматривается не только как самостоятельное качество, но и как элемент других, более сложных психологических образований. Так, Д.В. Люсин, С. Холл рассматривают эмпатию как компонент эмоционального интеллекта [28; 44].
В настоящее время проблематика эмпатии распространяется на педагогическую психологию, находит практическое применение в разработке тренингов для педагогов, людей группы профессий «человек-человек». Согласно Е.А. Климову [24], человеку, собирающемуся работать с людьми, научиться как сопереживанию другим, так и сорадованию. Большое значение эмпатии как профессионально важному качеству психолога придают А.Б. Орлов и М.А. Хазанова [31].

Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜