Так же, как и в зарубежной психологии, в отечественной психологии обсуждался вопрос о соотношении аффективного и когнитивного компонентов в эмпатии. Л.Н. Джрназян [11] отмечает, что будучи сугубо эмоциональной по внешним проявлениям, эмпатия сопровождается активными познавательными процессами. А.А. Бодалев [3] характеризовал эмпатию как сложное психологическое образование, где взаимосвязаны и переплетены познавательные и эмоциональные процессы. По И.М. Юсупову [49] эмпатия проявляется в рефлекторных и в высших интеллектуализированных формах.
Л.Н. Джрназян, Л.П. Выговская, Н.Н. Обозов, Г.И. Метельский и другие в соответствии с концепцией трехкомпонентной (когнитивный, аффективный, поведенческий) структуры межличностного взаимодействия выделяют три формы проявления эмпатии по принципу доминирования одного из компонентов: 1) Когнитивная эмпатия (позволяет осмысливать поступающую информацию), 2) Аффективная эмпатия (позволяет воспринимать эмоции), 3) Действенная эмпатия (воплощается в реагировании на состояние другого). Е.О. Елеференко [15] считает, что эмпатия как синергетическое явление содержит в себе нравственный компонент за счет ценностного отношения к тому, кто доверил свои переживания.
Л.П. Стрелкова [43] полагает, что полный эмпатийный процесс представляет собой трехзвеньевую цепочку: сопереживание, сочувствие и внутреннее содействие, которое может привести к реальной помощи. Т.И. Пашукова [32] считает, что в возникновении и развитии эмпатического отклика задействованы не только эмоциональные, но и познавательные процессы, а также воображение.
Менджерицкая Ю.А. [30] в соответствии с трехкомпонентной структурой эмпатии выделяет три группы функций эмпатии. Когнитивные функции: обеспечение опознания состояний других, ориентация в потенциальных и реальных состояниях других, развитие способностей принять мнение другого, предположения о направлениях поведения другого, оценка перспективы дальнейших взаимодействий. Эмоциональные функции: развитие социальных эмоций, актуализация собственного эмоционального опыта, удовлетворение эмоциональных потребностей. Поведенческие функции: регуляция использования средств общения, сопровождение помогающего поведения, выбор адекватных поведенческих актов.
В.В. Бойко [4] в структуре эмпатии выделяет следующие каналы: рациональный, эмоциональный, интуитивный. 1) Рациональный канал эмпатии отражает спонтанный интерес к другому человеку и характеризует направленность внимания, восприятия и мышления субъекта, выражающего эмпатию на состояние, поведение этого другого. 2) Эмоциональный канал эмпатии связан со способностью человека эмоционально резонировать с окружающими, отзываться на их чувства, подстраиваться к внутреннему состоянию другого. 3) Интуитивный канал эмпатии отражает способность субъекта предвидеть поведение партнеров в условиях дефицита информации, опираясь на хранящийся в подсознании опыт. И.М. Юсупов рассматривает эмпатию как «интегральный процесс взаимодействия подсознательной и осознанной инстанций психики, цель которого – «проникновение» во внутренний мир другого человека» [49, с. 7].
Существенной стороной эмпатического переживания, по словам А.Б. Орлова и М.А. Хазановой [31] является процессуальность, движение, динамика. Только в движении (процессе) возможно следование с дистанцией в один шаг, «как если бы я был он». Для этого процесса следования необходима реальность, в противном случае будет иметь место оценивание эмоционального отклика на нечто, возникающее в воображении, что приближается к интерпретации.
Эмпатический процесс может быть случайный или преднамеренный, кратковременный или длительный, вербальный или невербальный, в личном или опосредованном контакте. Функциональный механизм эмпатии, по определению А.П. Сопикова [42], представляет собой некий способ аналогового моделирования субъектом эмпатируемого объекта. К механизмам эмпатии относят проекцию, эмоциональное заражение, подражание, идентификацию, личностную рефлексию, децентрацию и атрибуцию определенных эмпатогенных ролей. Разные исследователи акцентируют внимание на тех или иных механизмах. О.В. Тютяева [45] отмечает, что многие функциональные механизмы эмпатийного взаимодействия выделены преимущественно в результате теоретического анализа и на настоящий момент не получили достаточного эмпирического подтверждения.
А.Б. Орлов и М.А. Хазанова [31] сформулировали отличительные признаки эмпатии от процессов проекции, интроекции, идентификации, которые позволяют не смешивать эмпатию с ними, избежать ошибки редуцирования эмпатии с другими психологическими феноменами, в частности, идентификацией. Эмпатический процесс характеризуется наличием психологической дистанции, сохранением собственной позиции субъекта. Эмпатия предполагает не обязательно совпадающие эмоциональные переживания субъекта и объекта эмпатии. Эмпатия в большей степени динамический, чем статический феномен.
Эмпатия развивается в процессе социализации человека в онтогенезе от эмоционального заражения в период младенчества до осознанного выбора в более поздние возрастные периоды. Считается, что возраст прогрессивного развития эмпатии – подростковый, что связано с бурным развитием эмоциональной сферы и ментальных процессов [24]. И.М. Юсупов [49] считает, что эмпатийный потенциал личности имеет тенденцию к спонтанному затуханию с возрастом.
Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова [8] предостерегают от смешения эмпатии с псевдоэмпатией как внешней манерой поведения, связанного с вниманием к другому, но без внутренней заинтересованности и искреннем ценностной отношении к другому. Для истинной эмпатии необходима конгруэнтность, т.е. способность находиться к контакте со своими собственными чувствами, способность искренне их выражать, а также безусловное, то есть безоценочное отношение к партнеру.
Следует упомянуть, что эмпатия рассматривается не только как самостоятельное качество, но и как элемент других, более сложных психологических образований. Так, Д.В. Люсин, С. Холл рассматривают эмпатию как компонент эмоционального интеллекта [28; 44].
В настоящее время проблематика эмпатии распространяется на педагогическую психологию, находит практическое применение в разработке тренингов для педагогов, людей группы профессий «человек-человек». Согласно Е.А. Климову [24], человеку, собирающемуся работать с людьми, научиться как сопереживанию другим, так и сорадованию. Большое значение эмпатии как профессионально важному качеству психолога придают А.Б. Орлов и М.А. Хазанова [31].
Диагностика уровня эмпатии у студентов психологического факультета
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.