Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Диагностика развития слуховой памяти у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

При исследовании памяти было выявлено, что образная память у глухих детей характеризуется осмысленностью. У таких детей процесс запоминания происходит через опосредуемую деятельность с одновременным анализом воспринятых объектов, т. е. происходит соотнесение уже ранее изученных и удержанных в памяти объектов с вновь воспринятыми [22].
В развитии зрительного восприятия заметна особая специфичность в том, что глухие дети отмечают в окружающих предметах и явлениях наиболее яркие признаки, не всегда существенные. Таким образом, глухие дети в большей мере руководствуются бросающимися в глаза признаками и уже хуже выделяют важные значимые свойства.
Особенности возникающего образа предмета зависят от восприятия и влияют на последующее запоминание и воспроизведение. Изображения предметов глухие дети запоминают недостаточно точно.
В настоящее время в детской психологии и педагогике проблема развития образной памяти у детей с нарушенным слухом является одной из актуальных и обсуждаемых, поскольку образная память обеспечивает адаптацию личности ребенка за счет подсознательной переработки поступающей информации [11].
Учитывая огромную значимость развития психических процессов в интеллектуальном становлении ребенка с нарушениями речи, большую роль играет развитие слуховой памяти.
Как считал Л. С. Выготский, в таких случаях память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. У детей с нарушениями речи наблюдаются большие сложности, поскольку даже в условиях специального обучения отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в развитии слуховой памяти [7].
В основном старшие дошкольники с нарушением речи не в состоянии понять полное содержание некоторых текстов из-за недостаточно свободного владения словесной речью. Поэтому дети понимают все на промежуточном уровне, между пониманием и искаженным пониманием.
Слуховая память детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи отражает следующие особенности:
Дети характеризуются низким уровнем запоминая слов.
У дошкольников проявляется недостаточный объем слуховой памяти.
Дети с нарушением речи не способны правильно воспроизводить предложенный текст, искажая слова, нарушая структуру текста.
Также необходимо выделить проблемы сложности применения прослушанных слов, что также выступает одной из характеристик [16].
В процессе исследования особенностей слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи мы установили, что уровень слуховой памяти находится в прямой зависимости от уровня речевого развития.
Основными методами коррекционной работы слуховой памяти в ряде исследований в специальной психологии выступают:
Арт–терапия в особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – мы можем помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
В процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание особенностей детей.
Упражнения с элементами арт–терапии способствуют:
– формированию представлений о ребенке;
– изучению и выражению своих чувств и эмоций;
– формированию позитивного самовосприятия;
– эмоциональному сближению;
– снятию психоэмоционального напряжения;
– развитию способностей к различным видам творческой деятельности [13].
2) Анализ литературы показал, что одним из наиболее эффективных видов арт–терапии является изотерапия (рисунок, лепка).
Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами нарушения слуховой памяти.
Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.
3) Игры. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие деятельности ребенка. В игре ребенок учиться действовать с предметами заместителями.
Итак, дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи имеют трудности в процессе запоминания необходимой информации, при этом они акцентируются в основном на объекты, которые ранее были ими запечатлены. Слуховая память детей характеризуется проблемами запоминания, воспроизведения прослушанных слов, при этом дети искажают многие слова, что детерминировано проблемами речевого развития.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.