Таким образом, подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в процессе взросления человека, это переход человека от детства к юности. Ребенок себя уже перестает чувствовать маленьким и появляется чувство взрослости. Однако со стороны старшего поколения одобрения зачастую подросток не получает, что приводит к агрессивности или девиантному поведению, чтобы доказать всем свою «взрослость». В работе с таким подростками необходимо применять игровые методы для предотвращения или снижения конфликтности и девиантного поведения.
1.2. Особенности мотивационно-потребностной сферы человека
Побудители деятельности личности, вопросы мотивов изучались издавна. Демокрит рассматривал потребность или нужду как основную движущую силу, которая побуждала человека к мыслительным умственным процессам. Гераклит считал, что совершенствованию интеллектуальных способностей и развитию человека способствует умеренность в удовлетворении потребностей. Аристотель отмечал, что любое волевое действие человека имеет природные источники. Сократ говорил о том, что каждому человеку свойственны стремления и желания, и главное, какие они и какое место занимают в жизни человека [10].
Проблемы мотивации рассматривались и с точки зрения разных психологических направлений: психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии и др.
Фрейд придерживался идеи о том, что в основе побуждающей силы лежит стремление удовлетворить свои вытесненные, как правило, бессознательные потребности, базирующиеся на врожденных инстинктах: инстинкте жизни и инстинкте смерти. Инстинкт жизни выражается в половой потребности — воспроизведение себе подобных, а также в потребности поддержания жизни, т.е. это физические потребности жизнедеятельности человека. Инстинкт смерти выражается в направленности человека к мазохизму, самообвинению, агрессии, самоуничтожению. По Фрейду, эти инстинкты, всегда имеют четыре основных параметра: источник, объект, цель и стимул.
В гуманистической психологии наиболее известен подход А.Маслоу. Он описал человека как «желающее существо» и его потребности, требуя постоянного удовлетворения, способствуют беспрерывному развитию личности.
Так в соответствии с его концепцией «иерархическая теория потребностей» все потребности человека можно разделить на пять видов: