В исследовании проблем учебной мотивации отмечается связь уровня умственного развития обучающихся и формирования их мотивационной сферы. Так, М.В. Матюхина, используя материал исследования младших школьников, отмечает: в процессе психического развития происходит и развитие мотивации. Это позволяет нам утверждать, что «высокий исходный уровень умственного развития выступает, с одной стороны, важнейшим условием реализации исходного уровня мотивации ребенка, с другой — условием формирования положительной мотивации в процессе учебной деятельности». [5, с. 371-374] При этом происходит установление прямой зависимости между складывающимися положительными мотивационными тенденциями и высоким уровнем умственного развития, и наоборот. В это же время выявляется зависимость между успешностью обучения детей с мотивацией на среднем и высоком уровне и мотивацией, представляющей собой предпосылку учебной деятельности.
Для наиболее успешной организации учебной деятельности важно учитывать возможность и продуктивность формирования мотивации с помощью изменения целеполагания учебной деятельности. Исследования О.А. Чуваловой и Т.И. Лях, выполненных под руководством А.К. Марковой показали, что у подростков может сформироваться личностно-значимый смыслообразующий мотив и этот процесс обычно реализуется в определенной последовательности становления его характеристик. Сначала учебно-познавательный мотив начинает действовать, затем он оказывается доминирующим и самостоятельным и лишь только после этого осознается.
Таким образом, первое условие – организация, становление самой учебной деятельности. По О.А. Чуваловой, мотивация становится действеннее, если она формируется при направлении на способы, а не на результат деятельности. Однако, такая характеристика мотивации проявляется по-разному в разных возрастных группах и зависит от степени жесткости контроля учителя и характера учебной ситуации. Так младший школьник, более тесно испытывает зависимость действенной мотивации от характера жесткости контроля учителя и учебной ситуации, а также зависимость формирования действенности в качестве первой ступени учебно-познавательного мотива от контроля учителя и обязательности ситуации. В целом, по результатам исследования школьников в сфере учебной мотивации, можно сделать вывод о недостаточном уровне ее спонтанной сформированности, принципиальной возможности ее целенаправленного ступенчатого развития, который учитывает особенности возраста с преобладающей ориентацией не на результат, а на способы деятельности.
Исследования устойчивости учебной мотивации проводились на основе материала изучения школьников в рамках концепции А.К. Марковой, а также на материале изучения студентов группы Е.И. Савонько. Устойчивость в психологии определяется как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, которые действуют на человека. Устойчивостью в учебной мотивации является такая динамическая характеристика, обеспечивающая некоторую продолжительность, а также высокую полезность деятельности не только в нормальных, но и в экстремальных условиях. Исследователи, которые основывались на системном представлении устойчивости, рассматривали ее в сочетании с определенными характеристиками учебной мотивации, а именно – осознанностью, действенность, силой, ориентацией на процесс, сформированностью смыслообразующего мотива деятельности и т.д.
Учебная мотивация характеризуется особой структурой, одна из ее форм – внешняя мотивация, ориентированная на награду и избегание и внутренняя, которая ориентирована на процесс и результат. Важную роль играют такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности. [3, с. 224]
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что учебная мотивация (по Г.Н. Хамедовой) – это опосредованный внутренними и внешними факторами процесс побуждения студентов к учебной деятельности для достижения образовательных целей. А.К. Маркова предложила дифференцированную классификацию учебных мотивов. Так, познавательная мотивация состоит из: учебно-познавательных, широких познавательных мотивов, а также мотивов самообразования. Социальная мотивация разделена на: узкие социальные или позиционные, широкие социальные мотивы и мотивы социального сотрудничества. [9]
Диагностика мотивации к обучению у студентов психологов
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.