Данная группа методов включает в себя: группы общения, тренинга общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профессионально ориентационные и профессионально консультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант, “праздники труда”, и т.п.
Все эти категории методов направлены исключительно на помощь старшекласснику, так как не владея всей необходимой информацией, ученику будет очень сложно ориентироваться во всех аспектах своей будущей профессии. Сложности будут сопровождать молодого ученика ещё на стадии выбора профессии. Безусловно, каждый ученик в раннем возрасте очертил для себя профессию, которую хочет выбрать, но как показывает практика, с возрастом взгляды меняются, и соответственно, выбор может упасть совсем не на ту профессию, которая была выбрана изначально. Очень маленький процент учеников выбирает ту профессию, которая совпала с профессией его детства. Также большую роль играют родители, которые подают пример своему ребенку своей профессией и ребенок уже на подсознательном уровне считает эту профессию самой лучшей. Но на деле всё происходит по-другому. Сначала проводится теоретическая работа, чтобы показать ученикам всё многообразие профессий, плюсы и минусы каждого вида профессий. Далее определяются склонности к определенным видам профессий, это уже психологическая работа, которая поможет ученику ещё больше выделить для себя свои сильные и слабые стороны.
Составными компонентами профессионально ориентационной работы являются:
— профессиональное просвещение;
— изучение школьников в целях профориентации;
— профессиональная консультация;
— профессиональный отбор;
— социально-профессиональная адаптация молодежи.
Профессиональное просвещение помогает ученикам разобраться в нюансах различного рода профессий, узнать об их значимости для общества, узнать о предлагаемых условиях труда, узнать о требованиях и качествах, которые предъявляются каждому работнику определенной профессии, оценить уровень оплаты труда.
Также на данном этапе проводится работа по усвоению различных общетрудовых понятий, таких как дисциплина труда, методы планирования и т.д
Работа по профессиональному просвещению включает в себя:
— профессиональную информацию
— профессиональную пропаганду
— профессиональную агитацию.
Школа не является единственным источником информации о профессиях. О профессиях можно узнавать из СМИ, от близких и др. Но важно учитывать, что точную информацию о профессии может дать только работодатель, так как зачастую информация из других источников может быть сильно искажена, что чревато ложным формированием как положительного, так и отрицательного мнения о той или иной профессии [17]. Именно поэтому одной из задач школы является формирование нового мнения о профессиях, которые не сочетаются с потребностями экономики и общества. И тут в силу вступает профессиональная пропаганда. Не стоит рассматривать это понятие как что-то скверное, но и нельзя профессиональное освещение строить только на принципах профессиональной пропаганды.
Перед тем как переходить к профессиональной пропаганде, а затем к профессиональной агитации, нужно провести профессиональную диагностику. Только в такой последовательности результат по формированию отношения к выбору профессии будет положительным, с минимальной погрешностью.
Чтобы профессиональное просвещение дало свои результаты нужно подходить ответственно к организации этого процесса. Если работа идет по непопулярным профессиям в стране, никогда нельзя давить силой, потому что это вызовет ещё большее отторжение от этой профессии. Основным принципом построение работы по профессиональному просвещению является его прикладная значимость. Можно очертить некоторые базовые принципы работы:
— профессиональное просвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;
— в процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
— профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;
— ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей.
Как можно заметить, работа ведется по все фронтам, чтобы максимально заинтересовать ученика, предвидеть ответы на возможные вопросы, сформировать положительное мнение о профессии. Важно также приводить реальные примеры успешного освоения профессии и никогда не обещать «золотых гор» на самом старте. Путь становления профессионала достаточно сложный и никогда ничего не дается легко, только труд сможет сделать из обычного школьник профессионала своего дела. Альтернативным вариантов является проведение различного рода семинаров, на которые приглашаются люди определенной профессии, которые могут рассказать о всех «подводных камнях» и привилегиях своей работы. Для старшеклассников важно перенимать опыт уже достигших успеха людей, тогда, имея некий шаблон, они смогут строить свои планы, ставить цели и задачи, и решать их.
Таким образом, в данной главе были рассмотрены теоретические аспекты понятия профессия, дано определение данного понятия, выделены его особенности, также рассмотрены психологические особенности старшеклассников, образ мышления, постановка задач, освоение умений и навыков, по сравнению с другими возрастными группами. Поднят вопрос об профориентации, её основам, рассмотрены основные этапы и дана оценка каждому из этапов. Очень важно осознавать, что профориентация должна проходить легко, без давления, иначе это может привести к непоправимым последствиям в сознаниях учеников.
Диагностическое изучение компонентов профессиональной направленности старшего школьника
- Лев Цветков
- Высшая математика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Лев Цветков
Я являюсь кандидатом математических наук. Окончил финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, факультет прикладной математики и информационных технологий ФУ. По специальности работаю более 25 лет, за это время написал 6 диссертаций, 20 научных статей и 6 монографий. Кроме преподавания работаю репетитором, а по выходным подрабатываю в компании «Диплом777». С сайтом сотрудничаю с 2012 года.