Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Детерминанты застенчивости

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Другим способом защиты является подавление. Так, индивид стремится удалить из сознания и забыть собственные мысли о смущающих ситуациях, в которых они чувствовали застенчивость. При этом подавление является более опасным механизмом для человека по сравнению с отрицанием. Отрицая, люди потом могут вернуться и завершить ситуацию. В случае же подавления они отрезают для себя возможность реабилитации и обдумывания ситуации, при этом замыкаясь на себе.
Нередко застенчивость появляется в контексте эмоциональных контактов и в ситуациях, которые хотя бы в небольшой степени являются эмоциональными. В них индивид чувствителен к установкам, эмоциям, мнениям других. Исходя из этого, целесообразным представляется выявить происхождение и развитие этого феномена у младенцев и детей, для которых эмоциональные отношения являются доминирующими.
Несмотря на то, что гены, связанные с полом, могут оказывать влияние на склонность к переживанию застенчивости, культура и социальное окружение индивида становятся не менее важными детерминантами ее порога. Отметим, что каждая культура и субкультура по наследству передают некие правила и нормы, нарушение которых может вести к застенчивости.
Здоровый ребенок любознателен и активен. Множество вещей интересуют ребенка и создают для него возможные источники удовольствия. Низкий порог для возбуждения активности у маленького ребенка ведет к естественному самовыражению и саморазвитию, которые нередко переходят в исследовательское поведение. Однако реакции ребенка на широкий ряд стимулов будут неизбежно приводить к поведению, которое покажется родителям, другим взрослым или другим детям несоответствующим или ошибочным. Огромная способность детей к возбуждению, радости и активным действиям под влиянием этих эмоций значительно увеличивает диапазон возможностей для порицаемого поведения.
Другим парадоксом застенчивости является природа связи возбуждения и радости с ее активацией и переживанием. Люди, переживающие застенчивость, фокусируют внимание на себе. Переживание определенного уровня интереса и удовольствия — это необходимая предпосылка для активации застенчивости. Когда же переживание застенчивости наступило, оно резко тормозит эмоции удовольствия или интереса.
С годами через наблюдение за родителями и другими любимыми и вызывающими восхищение людьми ребенок формирует идеальный образ Я. Я-идеальное всегда находится вместе с ребенком. Чем больше дистанция между реальным Я и Я идеальным, тем более вероятно, что ребенок будет переживать застенчивость, как только потерпит неудачу в попытке соответствовать идеальному Я.
Еще одним парадоксом является связь между переживанием застенчивости и развитием эмоциональных связей. Как уже отмечалось, застенчивость, особенно сильная, наиболее вероятно будет проявляться в контексте эмоциональных или значимых отношений. Когда же застенчивость возникает, она временно разрушает или сильно затрудняет социальное общение и межличностный контакт.
Застенчивость используется для развития и поддержания конформности по отношению к групповым нормам, способствует общительности, действуя как ограничитель эгоцентризма и эгоизма, и таким образом, поощряет стремление к созданию положительных эмоций у других и в отношениях с другими. В то же время конформность и чувство принадлежности к группе увеличивают уверенность в себе и безопасность и делают человека менее уязвимым для застенчивости. При этом существует парадоксальная зависимость: чем больше отождествление человека с группой и чем сильнее его чувство принадлежности, тем более уязвим он для осуждения группой и тем более вероятно, что его поведение будет определяться предвидением возможной застенчивости.
Переживание застенчивости начинается с внезапного и интенсивного усиления осознания своего Я. Осознание Я настолько доминирует в сознании, что когнитивные процессы резко затормаживаются, приводя к отсутствию мыслей и увеличению вероятности ошибок. Застенчивость обычно возникает в присутствии других людей, которые играют некоторую роль в его активации, но может возникать и в уединении. У застенчивых людей часто встречается самосознание, центрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. Парадоксальным образом застенчивость иногда появляется после положительной и похвальной оценки со стороны других.
Ситуации, которые вызывают застенчивость, должны, вероятно, активизировать интерес или страх. Застенчивость характеризуется относительно высокой степенью напряженности и импульсивности и существенно большей степенью расположенности к объекту, чем любая другая отрицательная эмоция.
Таким образом, застенчивость имеет две функции, которые определяют его роль в эволюции. Она увеличивает чувствительность индивидуума к мнениям и чувствам других и таким образом способствует социальной конформности и социальной ответственности. Застенчивость увеличивает проницаемость границ Я. В то же время, она может играть значительную роль в развитии самоконтроля и самостоятельности. Противоборство и победа над застенчивостью могут увеличивать чувство личностной идентичности и свободы. Для борьбы с ней люди используют защитные механизмы подавления, отрицания и самоутверждения.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.