Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Денежная масса и ее структура

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Если налоговых поступлений недостаточно для осуществления бюджетных расходов, государственные органы дают указание Банку России перевести средства, которые они ранее накопили на бюджетных счетах в центральном банке, бюджетополучателям. Банк России уменьшает остатки на бюджетных счетах (7) и увеличивает остаток на корреспондентском счете банка, в котором открыт счет бюджетополучателя (1). Банк, в свою очередь, получив средства от Банка России, увеличивает остаток на счете бюджетополучателя (5).
Поступление денег в экономику по фискальному каналу наиболее характерно для периодов неблагоприятной ситуации в экономике, когда налоговые доходы сокращаются, вынуждая государственные органы расходовать средства суверенных фондов. В периоды благоприятной экономической ситуации наблюдается противоположный процесс: доходы бюджета превышают расходы, что позволяет накапливать средства на бюджетных счетах или сокращать государственный долг. В результате растет (7) или сокращается (11) и одновременно уменьшается (5), то есть бюджетные операции сдерживают рост денежной массы.
Альтернативным вариантом функционирования фискального канала является финансирование бюджетных расходов за счет наращивания государственного долга (банки приобретают государственные облигации, за счет этих средств финансируются бюджетные расходы, поступающие на счета бюджетополучателей, то есть одновременно увеличиваются (11) и (5)). Если средства в гособлигации вкладывают не банки, а предприятия или население, то увеличения денежной массы не происходит (при покупке облигаций остатки на счетах инвесторов сокращаются, а потом на ту же сумму увеличиваются счета бюджетополучателей; иными словами, меняется распределение средств на счетах реального сектора в банках, но (5) и в целом денежная масса остаются неизменными).
Три основных канала эмиссии тесно связаны друг с другом. Поскольку возможности банков наращивать кредитование достаточно широки и определяются прежде всего спросом на деньги, именно кредитные операции балансируют изменения других каналов эмиссии. Если по бюджетному или валютному каналу в экономику поступает значительный объем средств, эти средства частично удовлетворяют потребность в деньгах и спрос на кредиты снижается. Если бюджетные операции или валютные интервенции сокращают денежную массу, то именно за счет кредитов удовлетворяется возросший спрос на деньги.
На законодательном уровне регулирование денежной массы (безналичной и наличной) осуществляется Центральным банком РФ. Соотношение между агрегатами меняется в зависимости от экономического роста.
При структурировании наличности в денежной массе используют такие показатели: М0 – наличные денежные средства вне банковских учреждений (87,4%); наличности в кассах коммерческих кредитных организациях (12,5%); наличные денежные средства в кассах Банка России (0,1%). Структура агрегата «широких денег» включает в себя следующие показатели: М0 (21%); переводные депозиты: «до востребования», расчётные счета и т.п. (24%); прочие депозиты: сберегательные, срочные и другие (39%); депозиты в валюте других стран (16%).
Сберегательные и срочные депозиты занимают максимальную долю, что говорит о прогрессивной тенденции развития оборота денег. Доля депозитов «до востребования» вполне уместна в текущем обслуживании экономики, а вот уровень наличных денежных средств вне банковских учреждений необоснованно велик.
Последнее место занимает доля депозитов в иностранной валюте, что свидетельствует о значительной долларизации российского денежного оборота. Рассмотрим правила регулирования структуры денежной массы. Делить денежную массу на денежные агрегаты нужно, если необходимо обеспечить государственное регулирование объёма денежной массы и не допускать непредвиденной инфляции (роста цен). При обращении денег важно не только количество абсолютно ликвидных денег М1, но и то количество денег М2, которое быстро может превратиться в М1. Также и М3 может при некоторых условиях стать средством платежа М1. Направления политики контроля за денежной массой:
проведение эффективной денежно-кредитной политики;
управление государственным долгом;
реализация налоговой политики;
формирование финансового рынка;
контроль за денежной массой в ходе проведения монетарной политики.
К инструментам регулирования денежной массы относятся следующие, представленные на рисунке 2.

Picture of Дарья Фомина
Дарья Фомина
Мое имя Дарья Фомина. Закончила МБИ, факультет бакалавриата. На данный момент преподаю банковское дело и страхование. Написала 4 научные статьи. Кроме основной работы у занимаюсь репетиторством, а также подрабатываю в компании «Диплом777». На сайте зарегистрирована уже 8 лет. Беру в работу написание курсовых и дипломных проектов, а также решаю контрольные работы и задачи. Нравится сотрудничество с компанией тем, что имею возможность хорошо зарабатывать без привязки к определенному месту.