Теория прямой (идентитарной) демократии, одним из авторов которой был философ Ж.Ж. Руссо, отрицает принцип представительности. Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю. В данной теории не существует деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является императивом деятельности государственной власти. В этом смысле социальная и политическая сферы, имеющие определенную степень автономии по отношению друг к другу, нивелируются [12, с. 71].
Сторонники теории плюралистической демократии отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности политической власти. Наличие унифицированной воли народа невозможно потому, что индивиды в силу своей природы в своих практических действиях руководствуются не общественными, а утилитарными мотивами. Общество же, с точки зрения сторонников анализируемой теории, представляет собой совокупность социальных групп, стремящихся к реализации собственных интересов. В результате взаимодействия между собой различных социальных групп происходит процесс принятия политических решений, являющийся своеобразным общественным компромиссом, который указывает на невозможность монопольного влияния одной из групп. Плюралистическая теория демократии исходит из равновесия политических сил, исключающего действия в своих интересах определенного властвующего субъекта.
Последователи элитарной теории демократии применяют обратную логику в доказательстве преимуществ своего подхода – следует идти не от идеала демократии, а, наоборот, от признания в качестве нормы лишь того, что практически подлежало проверке. Так как нет разумного поведения отдельного индивида при голосовании или принятии решений, отсутствует обязывающая концепция всеобщего блага, поэтому необходимо «политическое разделение труда» [12, с. 72]. Господствующая элита, избранная на определенный срок, принимает функции политического представительства большинства населения, лишенного на тот же срок возможности действовать. Поэтому требования демократии касаются в первую очередь методов формирования институтов политической власти.
В противоположность, сторонники теории партиципаторной демократии (основанной на соучастии граждан непосредственно в политическом процессе) отрицают принцип разделения политического труда. Они исходят из идеала индивидуального самоопределения автономной и образованно личности. Самоопределение личности анализируется как право на всестороннее политическое участие в масштабах всего общества и в различных его сферах.
В третьей четверти XX века в западных странах демократия участия стала активно развиваться в различных формах самоуправления, в новых социальных движениях, в общественных инициативах, отрицающих государственное принуждение. Этот процесс привел к формированию широкого и влиятельного гражданского общества.
Относительно недавно получила свое оформление отечественная теория суверенной демократии. Она в определенной мере играет роль антипода различным западным теориям демократии, поскольку идентифицируется как «самодержавие народа»; воля всего общества в формировании национальной элиты суверенного государства [12, с. 73].
Автором теории суверенной демократии является помощник президента России В.Ю. Сурков, который дает следующее ей определение: «Таким образом, допустимо определить суверенную демократию как образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими» [12, с. 74].
Можно сказать, что концепция суверенной демократии является этической, апеллирующей к государственному суверенитету, законодательным нормам и воле всей нации, как основного механизма легитимизации национального политического класса.
Таким образом, существуют следующие теории, раскрывающие сущность и различные аспекты демократии: марксистская, либеральная, теория прямой демократии, плюралистическая, элитарная, партиципаторная, теория суверенной демократии и другие.
Демократическое государство
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.