Стратегическое управление является молодой областью науки и практики и продолжает активное развитие. Хотя первые фундаментальные труды основоположников данной отрасли экономико-управленческой науки были изданы только в 1960-е гг., сегодня мировая библиотека публикаций в области стратегического менеджмента насчитывает уже тысячи работ. Значительная часть российских предприятий, особенно крупных, осознала необходимость наличия стратегической составляющей в своих системах управления, разработки и реализации созданных на основе современной научно-методической базы стратегий развития. Однако единых подходов к пониманию самого «стратегического управления» и его центрального понятия – «стратегии» в научной литературе и деловых кругах не выработано.
В данной работе предпринята попытка проведения аналитического обзора определений термина «стратегия», данных известными зарубежными и отечественными исследователями, с целью поиска общих методологических постулатов, лежащих в их основе, и выработки на их основе собственной трактовки данного понятия.
Понятие «стратегия» – греческого происхождения, образованное от слияния двух слов: «stratus – войско» и «ago» – веду. Таким образом, изначально стратегия представляла собой часть военного искусства и охватывала вопросы подготовки и ведения войн, искусство или науку быть полководцем. По мере развития общественных и экономических отношений термин «стратегия» был включен в состав более широкой, в том числе управленческой, терминологии.
Проанализировав различные трактовки термина «стратегия», можно выявить следующие сущностные характеристики данного понятия:
1) во-первых, стратегия отражает общий, обобщающий взгляд на развитие предприятия;
2) во-вторых, стратегия содержит в себе долгосрочные целевые установки предприятия;
3) в-третьих, в качестве конечной цели стратегии развития предприятия рассматривается завоевание и поддержание устойчивой конкурентной позиции на рынке;
4) в-четвертых, стратегия определяет способы (правила, действия, средства), ведущие к достижению поставленных целей.
Таким образом, с учетом современного уровня развития теоретических знаний в области стратегического управления можно определить стратегию как общий долгосрочный курс действий предприятия по достижению поставленных целей развития и обеспечению устойчивой конкурентной позиции на рынке. Считаем, что упоминаемый некоторыми авторами учет анализа внутренней и внешней среды, необходимый при разработке стратегии, скорее относится к определению стратегического управления и содержанию такого его этапа, как стратегический анализ, и в определение термина «стратегия» этот аспект включать нецелесообразно.
Деловая стратегия— это стратегия бизнес-единиц, которая определяет направление действий на обеспечение конкурентных преимуществ в конкретной сфере деятельности организации. Применительно к деловым стратегиям часто используется термин конкурентные стратегии. Если фирма занята одним видом бизнеса, конкурентная стратегия является частью корпоративной стратегии. Когда фирма имеет несколько организационных структур внутри организации, куда входит определенная группа продукции/услуг, предназначенная для конкретных рынков, каждая структурная единица разрабатывает собственную целевую конкурентную стратегию.
Конкурентная стратегия предприятия, в большинстве случаев, направлена на достижение конкурентных преимуществ, обеспечивающих наилучшее и устойчивое долговременное финансовое положение предприятия, высокую конкурентоспособность, а также завоевание прочных позиций на рынке.
Деловая стратегия фирмы и ее эволюция
- 2020-05-09
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.