Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Деление права на частное и публичное.

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Здесь не учитывается, что о проявлении субъективности можно говорить только при реализации субъективных прав и обязанностей. Закрепляющие их нормы права максимально объективны, поскольку они фиксируют реально существующую дифференциацию общих и частных интересов. Несколько иначе содержание данного критерия раскрывается тогда, когда к частно- правовым предлагают причислять те отношения, которые государство отдает на усмотрение граждан, самостоятельно решающих, использовать им или нет свои субъективные права.
Одновременно с этим указывают, что содержание публичного права не может определяться или изменяться соглашением участников правоотношений.
Однако здесь не учитывается, что использование субъективных прав, в отличие от обязанностей, всегда зависит от усмотрения их обладателей. А заключение договоров, предполагающее самостоятельное использование субъективных прав сторонами договорного процесса, регулируется не только частным, но и публичным правом.
4. Еще одним критерием дифференциации частного и публичного права считается субъектный состав правоотношения. В соответствии с ним частное право регулирует правоотношения граждан (подданных) между собой, т. е. правоотношения между лицами, подчиненными не один другому, а органам публичной власти и в этом смысле равными друг другу. Публичное же право регулирует правоотношения, где одной из сторон обязательно является государство или его часть в лице уполномоченных органов.
Однако существует и точка зрения, что если субъект публичной власти осуществляет свою деятельность в соответствии с теми же правовыми предписаниями, которые действуют в отношении частного лица, имеет те же субъективные права и несет те же обязанности, совершает такие же деяния, как и частный субъект (например, заключение сделок для государственных нужд, иные правоотношения между гражданами и государством как казной, т. е. государством как носителем имущественных прав и обязанностей), то он осуществляет частноправовую деятельность.
Вместе с тем, хотя данные правоотношения регулируются гражданским правом, физические (юридические) лица реализуют здесь свои личные интересы, в то время как органы государственной (муниципальной) власти действуют в публичных интересах. Поэтому на них могут накладываться какие-либо дополнительные ограничения, которые отсутствуют в отношении аналогичной деятельности физического или юридического лица. Следовательно, можно сказать, что такие правоотношения регулируются не только частным, но и публичным правом. Некоторые из исследователей, не найдя универсального основания для разграничения частного и публичного права, пытаются использовать одновременно несколько критериев.
Так, например, Р. Иеринг в качестве критериев деления права на частное и публичное называл характер интереса вместе с основанием и способом защиты. Д. В. Ерофеева и Р. В. Шагиева в качестве основания классификации правовых норм на нормы публичного и частного права предлагают рассматривать выполняемую ими в обществе роль, а также характер защищаемых ими интересов. Однако в чем заключается различие между ролями, какую из них выполняет частное, а какую публичное право, авторы не указывают. Пожалуй, стоит частично согласиться с В. В. Болговой в том, что, используя «комплексные» критерии, мы находимся в двойственном положении. С одной стороны, восполняя пробелы, мы преодолеваем недостатки, которые есть у каждого по отдельности, а с другой – объединяем их изъяны. Вместе с тем одновременное использование нескольких критериев не всегда ведет к объединению их изъянов. По нашему мнению, основными критериями разграничения права на частное и публичное являются характер удовлетворяемых интересов и субъектный состав правоотношений. В соответствии с ними к частному праву относятся нормы и принципы, которые регулируют правовые отношения между физическими и юридическими лицами, удовлетворяющими преимущественно индивидуальный интерес.
Публичное право охватывает нормы и принципы, которые позволяют участникам правоотношений, удовлетворять интерес общества в целом (возможно, наряду с индивидуальными интересами отдельных лиц). При этом в публично-правовых отношениях хотя бы одной из сторон является государство или его часть в лице уполномоченных органов.
Различия между частным и публичным правом заключаются в следующем:
1) публичное право направлено на регулирование правоотношений, участники которых удовлетворяют интересы общества в целом (возможно, наряду с личным интересом), а субъекты частного права – индивидуальные, личные интересы;
2) в публично-правовых отношениях одной из сторон всегда является государство (отдельные его части) в лице уполномоченных органов, второй стороной может быть как другое государство (часть государства), так и физическое (юридическое) лицо. Участниками частноправовых отношений являются только физические и юридические лица;
3) частное право основано на принципе «разрешено все, что прямо не запрещено юридическими нормами», а публичное право – на идее «запрещено все, что юридическими нормами прямо не разрешено»;
4) ядром частного права являются имущественные отношения, основу публичного права составляют отношения, связанные с организацией и компетенцией органов публичной власти.
В настоящее время наблюдается некоторое сближение частноправовых и публичноправовых начал, поскольку государство (отдельные его части) активно вступает в отношения гражданско-правового характера, узаконен и широко распространен термин «государственные услуги».
Тем не менее такое сближение не способствует их слиянию. Частное и публичное право существуют объективно, вне зависимости от признания или не признания такого подразделения (достаточно вспомнить неудачный опыт СССР). Вместе с тем существует и иное мнение, заключающееся в том, что граница между сферами частного и публичного интересов субъективна, подвижна и определяется законодателем. Однако вполне очевидно, что если законодатель будет произвольно заменять частное право публичным, или наоборот, то это не изменит природы входящих в эти подсистемы норм, принципов и правоотношения, зато может подорвать общественный порядок и воспрепятствовать нормальному развитию государства.
Частное и публичное право – это объективно существующие, относительно независимые, взаимодействующие между собой подразделения права как системы. Основаниями их дифференциации являются характер реализуемых в правоотношениях интересов и особенности их субъектного состава. Совместное использование этих критериев позволяет наиболее последовательно и четко осуществить разграничение подсистем частного и публичного права.

Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜