Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Дефицит бюджета РФ:причины и направления управления

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В экономической теории существует такой подход, при котором первостепенная экономическая задача правительства не достижение сбалансированности бюджета, а стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым профицитом, так и устойчивым отрицательным сальдо бюджета.
Многие экономисты считают, что нет необходимости в достижении ежегодного равенства доходов и расходов бюджета, а намного целесообразнее активное использование государственных расходов и грамотной налоговой политики для постоянного поддержания в стране благоприятной макроэкономической ситуации.
Разрешение проблемы разрыва между бюджетными доходами и возрастающими расходами они видят в покрытии этой разницы поступлениями от государственных заимствований.
Нельзя не согласиться с исследователями, которые рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить экономический спад. Ведь, когда в экономике долго наблюдается высокий уровень безработицы, увеличение государственных расходов, благоприятно воздействует на доходы населения, стимулирует повышение совокупного спроса, тем самым создает новые рынки для предпринимательской активности.
Это в свою очередь, порождает стимулы для инвестиций и дальнейший экономический рост, что благоприятно воздействует на уровень ВВП и, в конечном итоге, снижает уровень безработицы.
Кроме того, в случае, если правительство активно финансирует такие сферы, как образование, фундаментальная наука, здравоохранение, инфраструктура, это также в перспективе увеличивает объёмы производства.
Как показывает практика, при эффективном управлении, невысокий уровень бюджетного дефицита, в определённых случаях, может оказаться стимулом для активизации экономических процессов.
Российская бюджетная система активно используется либеральным правительством для  саботирования распоряжений Президента РФ. Ответственность за исполнение президентских указов и распоряжений возлагается на региональные власти, которые не обладают достаточными для этого возможностями.
В чём же состоят причины сложившихся бюджетных диспропорций? Одна из них заключается в том, что основной объем налоговых доходов, связанных с добычей и экспортом энергоносителей, идет в федеральный бюджет. Это предопределяет перевес доходов в пользу центра.
Именно поэтому любые меры, направленные на усиление центральной власти в противовес региональным элитам, были уместны. Другое дело, что несколькими годами позже зависимое положение регионов стало неоправданно высоким.
Очевидно, федеральные органы власти, ответственные за освоение бюджетных средств, не заинтересованы в передаче своей доли «бюджетного пирога» субъектам.
К тому же, закредитованную и зависимую от федеральных «подачек» региональную власть легче контролировать. Тем не менее, не стоит считать, что рост финансовой самодостаточности субъектов способствовал бы их сепаратистским поползновениям.
Есть и ещё одно предположение о причинах возникновения системы, ущемляющей интересы регионов.
Такая система выглядит как элемент целенаправленного воспрепятствования социально-экономическому развитию страны.
Но верить в столь откровенную и сознательную злонамеренность российских властей не хочется.
Очевидно, для преодоления бюджетных дисбалансов требуется либо увеличить финансирование регионов, либо снять с них избыточные полномочия. Более целесообразным представляется первый вариант, в пользу которого свидетельствует целый ряд аргументов.
Во-первых, огромные размеры нашей страны не позволяют решать вопросы местного характера из центра, и требуют достаточной автономии региональных и муниципальных органов власти.
Во-вторых, ввиду того, что дисциплинированная элита в России так и не сложилась, единственным способом общественного развития является формирование гражданского общества и его участие в управлении страной. Регионы и муниципалитеты являются именно тем уровнем, на котором происходит непосредственное взаимодействие власти и гражданской инициативы.
С целью преодоления межбюджетных диспропорций следует перераспределить часть налоговых поступлений с федерального уровня на региональный и муниципальный.

Picture of Дмитрий Лазарев
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.