На потребление синтетических моющих средств влияет большое количество факторов, каждый из которых в определенных ситуациях может, как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость. Всю совокупность этих факторов можно разделить на две группы: общего и специфического характера.
К специфическим факторам, можно отнести:
— размер и состав гардероба, изменение моды (предпочтение модной одежды из синтетических тканей или, наоборот, из тканей, изготовленных из натуральных волокон) природно-климатические условия;
— достигнутый уровень обеспеченности населения стиральными машинами;
— рост жилищного строительства и обеспечение населения горячей водой;
— развитие сети комбинатов бытового обслуживания и др.
Каждый из указанных факторов в той или иной степени влияет на объемы и структуру потребления моющих средств.
1.2. Особенности конъюнктуры товарного рынка
Для анализа рынка важно правильно ее установить и определить факторы, формирующие благоприятное или неблагоприятное стечение таких факторов для субъектов рынка.
Конъюнктура – важная отрасль экономической науки. Она олицетворяет ее динамическое направление, рассматривает хозяйственные процессы в постоянной смене и развитии. Конъюнктурные исследования являются неотъемлемым элементом хозяйственной программы. Без них невозможно добиться успеха, потому что конъюнктура определяет совокупность факторов и условий, влияющих на развитие рыночного процесса.
В рыночных исследованиях выделяют общехозяйственную, или экономическую конъюнктуру и конъюнктуру отдельных рынков. Общехозяйственная конъюнктура характеризует состояние всего рыночного процесса народного хозяйства на тот или иной период. Конъюнктура товарных рынков изучает 5 изменения и колебания в сфере производства и реализации отдельных видов товара. Функционирование рынка, его расширение или сокращение, спрос и предложение зависят от условий, складывающихся на нем, то есть от конъюнктуры.
Впервые термин «конъюнктура» применил Ф. Лассаль, отождествляя ее с представлениями о связи всех существующих обстоятельств, окружающих человека меркантильного мира. Выясняя содержание конъюнктуры, необходимо иметь в виду, что рынок с его рычагами воздействия на производство является связующим звеном между отдельными хозяйственными единицами. Только рынок определяет степень успеха или неуспеха коммерческой деятельности.
Нетрудно догадаться, что бывают периоды, когда «стечение обстоятельств» способствует хозяйственной деятельности, расширению производства, получению прибыли.
Такие благоприятные периоды характерны не только для отдельных производств, но и для народного хозяйства в целом. Бывают и такие периоды, когда хозяйственная деятельность попадает в полосу неблагоприятного развития, доходы снижаются, реализация товаров усложняется.
Для хозяйственной жизни присущи периодические колебания, подъемы и спады, которые называют экономическими циклами. Циклические колебания в экономике являются объективным процессом. Они возникают под влиянием различных факторов и связей.
В экономике выделяют регулярные и нерегулярные колебания.
Нерегулярные колебания возникают случайно, часто вне установленными причинами или циклами, которые имеют вкладную структуру.
Регулярные колебания подразделяются на сезонные и циклические.
Сезонные колебания обусловлены природно-климатическими факторами и по своему содержанию также являются циклическими, производными от солнечных и лунных циклов.
Циклические колебания соединяют фазы возвышений и спадов. Они делятся на малые и большие циклы. Малые циклы охватывают период в 7-11 лет. Их материальной основой выступает средний срок службы оборудования. Большие циклы, или долгосрочные периодические колебания, охватывающие более длительный период – 50-60 лет.
Несмотря на общие для всех циклов фазы, отдельные экономические циклы существенно отличаются друг от друга по продолжительности и интенсивности. Циклические закономерности развития экономики являются первопричиной всех конъюнктурных изменений.
Экономическое содержание конъюнктуры характеризуется той совокупностью обстоятельств, которая обусловливает возможность подъема или спада хозяйственной активности в отдельных отраслях или в экономике в целом. И задачи конъюнктурных наблюдений заключается именно в том, чтобы определить эти обстоятельства, а также срок, на который приходиться их благоприятное или неблагоприятное стечение.
Изучение конъюнктуры рынка охватывает широкий круг самых разнообразных вопросов производственного, коммерческого, технического и экономического характера, что позволяет выявить основные направления хозяйственного развития каждого субъекта рыночных отношений, положение вещей и ситуации, сложившиеся в определенный период как результат взаимодействия разнообразных факторов. Задачи изучения конъюнктуры сводится к постановке и решению проблемы прогноза ее динамики.
Конъюнктурные исследования позволяют установить возможность и целесообразность выхода с конкретным товаром на конкретный рынок согласно ситуации, которая сложилась.
Конъюнктурная ситуация на рынке определяется экономическими характеристиками исследуемого объекта и субъекта рыночных отношений и зависит от условий, складывающихся на рынке. Она может меняться с изменением экономических характеристик производства и реализации товара благодаря технологическим изменениям или вследствие конкуренции.
Изучение конъюнктуры рынка предоставляет возможность обеспечить успешную предпринимательскую деятельность и заключается в сборе информации, ее систематизации и регистрации, анализе всех сведений, касающихся рынка конкретного товара. В процессе такого изучения нужно определить настоящих и будущих потребителей, их покупательную способность. Результатом проведения конъюнктурных исследований является составление конъюнктурного прогноза.
Конъюнктурные прогнозы обеспечивают необходимые знания для поведения на рынке, вооружают умением рационально маневрировать имеющимися ресурсами, покупать и продавать товар по выгодным ценам, расширять или сокращать производство товара согласно ожидаемого состояния рынка. В ряде источников конъюнктурные исследования рассматриваются как часть маркетинговых исследований. Действительно, при проведении маркетинговых исследований конкретных видов товарных рынков используются методы и приемы конъюнктурного анализа.
Однако, конъюнктурные исследования не ограничивается товарными рынками. На финансовых рынках методы изучения динамики конъюнктуры полностью вытесняют маркетинговые исследования (для этих рынков существует собственная терминология поиске успеха на рынке).
Конъюнктурные наблюдения проводятся и на макроэкономическом уровне (цикличность мировой и региональных экономик, колебания отраслевой конъюнктуры и т. п.). Таким образом, можно утверждать, что конъюнктурные исследования в широком смысле формируют самостоятельный раздел экономической теории.