На основе цен происходит оборот общественного продукта среди сфер производства и потребления, отраслей материального производства и непроизводственной сферы, отдельных предприятияй с различными формами собственности, а также перераспределением национального дохода посредством формирования системы налогообложения.
Ценовая политика предприятия является многоплановой концепцией. Предприятие не просто устанавливает конкретную цену, оно создает собственную систему ценообразования, охватывающую весь ассортимент продукции, которая учитывает различия в производственных и маркетинговых затратах для определенных категорий потребителей и для разных географических регионов, а также особенности уровней спроса.
Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:
— индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке.);
— маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется
— воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов.
Как регулятор цен они позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.
Благодаря ценам решаются многие проблемы, что говорит о том, что для рыночной экономики их значение в управлении экономикой, регулировании производства, механизмах обращения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в ее функциях, связанных с действием объективных экономических законов.
Цена, как экономическая категория, выполняет следующие функции:
1. Функция учета отражает общественно необходимые затраты на оплату труда при производстве и реализации продукта. В цену включены затраты на оплату труда, сырье, материалы, комплектующие для изготовления продукции. В конечном итоге цена отражает стоимость общих затрат на производство и обращение товаров, а также сумму прибыли.
Цена также служит средством исчисления себестоимости.
К таким количественным показателям относят:
1) валовой внутренний продукт (ВВП);
2) национальный доход;
3) объем капитальных вложений;
4) объем товарооборота;
5) объем продукции фирм, предприятий и отраслей.
К качественным показателям относят рентабельность, производительность труда, фондоотдачу и т.д.
Таким образом, цена:
1) служит для определения эффективности производства;
2) служит ориентиром принятия хозяйственных решений;
3) является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
2. Функция распределения заключается в том, что посредством ценообразования государство перераспределяет национальный доход между секторами экономики, правительством и другими секторами, регионами, фондами накопления и потребления и социальными группами населения. Эта функция реализуется путем включения в стоимость различных налогов, являющихся источниками накопления различных государственный фондов.
Функция распределения цен взаимосвязана с функцией, которая способствует рациональному распределению производства, способствуя перемещению капитала из одного сектора экономики в другой, при котором существует высокий спрос на определённые товары и значительная норма прибыли.
3. Функция баланса спроса и предложения состоит в том, что через цены существует связь между производством и потреблением, спросом и предложением. Цена дает знать о любых дисбалансах в сфере производства и обращения, требующих принятия мер по их преодолению. Можно сделать вывод, что цена служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.
4. Функция цены как средства рационального распределения производства заключается в том, что с помощью ценового механизма происходит перетекание капитала в экономику производства с более высокой нормой прибыли.
5. Стимулирующая функция заключается в том, что при достижении определенных условий цена стимулирует ускорение НТП, улучшает качество продукции, увеличивает выпуск и спрос на нее, поскольку цены варьируются в зависимости от технического уровня и качества продукции. Эти же причины могут также оказывать сдерживающее влияние на производство.
Все функции цены взаимосвязаны между собой. Рассмотрев, приведённые выше, функции цен, можно отметить, что цена является прежде всего инструментом регулирования экономических процессов в сферах производства, обмена, обращения и реализации продукции (товаров и услуг), воздействуя на экономические интересы.
Ценообразование в нефтяной и газовой промышленности
- Юлия Некрасова
- Эконометрика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Юлия Некрасова
Мне 29, я закончила РГУНГ, факультет автоматики и вычислительной техники. Несмотря на то, что по специальности работаю только пять лет, с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. Помимо основной работы я подрабатываю на сайте «Диплом777» и беру заказы по написанию рефераты, контрольных, курсовых. Также решаю задачи по экономико-математическому моделированию. Нравится сотрудничество с вашей компанией.