В социально-психологических исследованиях и в исследованиях по психологии личности ценностные ориентации соотносятся, с одной стороны, с социальными стандартами, а с другой — с диспозиционными структурными образованиями личности, с категориями, которые описывают механизмы поведения и деятельности и их регуляции [32].
Ценностные ориентации при этом определяются как системы сознательного отношение личности к обществу, к группе, к труду, к самому себе, как взаимопроникновение смысла и значения, как динамика установок, как нравственные позиции и мотивы поведения личности [19, 29, 25].
По мнению А.Г. Здравомыслова ценностные ориентации это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей [3].
Ценностным ориентациям присуща такая внутренняя напряженность, которая способна пробудить желание, намерение, интерес, направленный на конкретный вид деятельности. Благодаря этим свойствам ценностные ориентации могут выполнять определенные социальные функции:
Во-первых, ценностные ориентации приобщают индивида к системе форм и ценностей социальной среды.
Во-вторых, они способствуют самоутверждению личности, реализаций ее дарований, социальных ожиданий.
В-третьих, они обеспечивают гармонизацию внутреннего мира личности, систематизацию его знаний, норм, стереотипов и тому подобное.
Развитие индивида как личности предполагает осознание им самого себя как существа, отличного от других, как некоторой субъективной, относительно замкнутой реальности. Все это проявляется в факте называния себя «Я». Поэтому феномен «Я» является центральным моментом формирования личности и ее структуры. В значительной степени можно утверждать, что личность — это и есть «Я» или прежде всего «Я». Многие из психологов считает, что узкое понимание личности должно включать только ее ядро, то есть Я-концепцию и направленность личности (мотивация, ценностные ориентации).
Я-концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.
Известным является положение о том, что высокая степень расхождения между такими компонентами, либо структурами, Я-концепции, как Я-реальное и Я-идеальное, приводит к ощущению дискомфорта (а иногда и депрессии) вследствие осознания недостижимости идеала. Я-концепция — это совокупность всех явлений индивида о себе, соединенная с оценкой этих представлений. Описательная составляющей Я-концепции — образ «Я», или картина «Я», — компонент, связанный с отношением к самому себе или отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Я-концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как оценивает свое деятельностное начало и возможности его развития в будущем [23].
Элементы Я-концепции (специфические убеждения, с помощью которых человек определяет, кто он есть) — это Я-структуры. Я-структуры — психические модели, с помощью которых человек организует свою психическую жизнь. Я-структуры оказывают большое влияние на то, как личность обрабатывает информацию, как она воспринимает, запоминает и оценивает себя и других людей [5].
Большинство исследователей (работы У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других) в различении представлений «Я» видят различия Я-реального и Я-идеального. Более детальная классификация образов предложена Розенбергом: «настоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеальное Я» [26].
Я-идеальное состоит из целого ряда представлений, отражающих сокровенные надежды и направленности индивида; эти представления часто бывают оторванными от реальности. Многие из авторов связывают Я-идеальное с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Подобные идеалы присущи любому индивиду.
Идеальное воображение, так же, как и «Сверх-Я», считается инстанцией, осуществляющей регулирующую функцию, отвечающую за отбор поступков. «Сверх -Я» выполняет регулирующие функции и лежит в основе чувства вины, тогда как с помощью идеального представления осуществляется относительная оценка различных действий. Возможно, идеальное представление влияет на намерения, а не на действия. Можно соотнести это понятие идеального представления с тем, что А. Адлер называет целью или планом жизни [1].
Я-реальное, будучи сильным и активным, позволяет принимать решения и брать на себя ответственность. Оно ведет к подлинной интеграции и здоровому чувству целостности, тождества. К. Хорни отделяет Я-актуальное (эмпирическое) от Я-идеального, с одной стороны, и от Я-реального — с другой [1].
Я-настоящее — понятие, охватывающее все, кем является человек теперь: его тело, душу и здоровье. Я-настоящее — то, что имеет в виду суьект, когда говорит, что хочет знать себя, то есть хочет знать, какой он есть. Я-идеальное — то, кем является субъект в своей иррациональной реальности. Я-реальное — это «исконная сила», действующая в направлении индивидуального роста и самореализации, благодаря чему субъект может снова достичь полной идентификации.
Самооценка, считает Н. Д. Творогова, — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Позитивная “Я-концепция» — это позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности. Негативная “Я-концепция» — это негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности [27].
Психологические конфликты становятся препятствием личностному росту и самоактуализации, когда прерывается, «расщепляется» взаимодействие, диалог Я-образов, каждый из которых не принимается как свой, отторгается или трансформируется в защитных формах. Возможно возникновение конфликта между любыми аспектами личности, втянутыми в проектные отношения, возникли как следствие ее противопоставления.
Ценностные ориентации начинают формироваться, когда личность сосредотачивает внимание на себе, происходит самопознание, самооценка, формируется образ «Я». На этой стадии процесса развития ценностного отношения к миру вплетается самосознание, процесс приобретает качественно новые характеристики: переоценка ценностей, их большая дифференциация, стабилизация. Исходя из этого, основанием для выдвижения и обоснования этой фазы ориентации служит психологическая теория «Я-концепции».
Ценностные ориентации в деятельности человека
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.