Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Ценностные ориентации индивида

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Ценностные ориентации – сравнительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В этой сфере как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека [4, С. 32].
Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее — ценности, связанные с идеалами и жизненной целью личности. З.И. Файнбург отмечает «чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности… сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредствованность всех зависимостей в этой сфере… Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре» [9, с.68].
В деятельности человека ценностные ориентации имеют большую значимость. Ведущую роль в формировании ценностных ориентаций играет межличностное общение, которое задает тон в определении основных линий развития нравственных духовных и материальных ценностей. Утверждается критериальное общение, которое проявляется в отборе собеседников, форм коммуникации, видов поведения, основанных на интересах, предпочтениях, желаниях. Человеком выбирается эталон и производные образцы для подражания, определяющие содержание ценностей и их проявление в жизнедеятельности. Адекватно сформированные ценности относительно среды обитания увеличивают групповую и социальную активность индивида, позволяют правильно организовывать, способствовать и корректировать общие значимые виды его деятельности.
Ценностные ориентации — основные формы функционирования ценностей, характеризующих момент перехода последних в деятельность. На основе ценностей возникают индивидуальные установки персоны, которые так же имеют сложную иерархическую структуру. Как элемент внутренней организации личности, установки отражают диалектическое единство общего, особенного и индивидуального в мыслях, чувствах, поведенческой деятельности.
Система ценностных ориентаций не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и изменение текущих, сиюминутных, в определенной степени случайных жизненных ситуаций. Студенты как особая социальная группа постоянно находится в фокусе внимания исследований психологов, социологов, поскольку именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. Оттого, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества. Вместе с тем неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы [2, С. 31].
В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для формирования ценностностных ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения. Отличительной особенностью возраста становится резкое усиление саморефлексии, т. е. стремления к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей, выбору своего пути в жизни [18, С. 112].
Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи обусловила появление целого ряда работ, посвященных различным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучаются структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и тому подобное. Исследуется специфическая роль содержательно-смысловых и структурно-динамических характеристик системы ценностных ориентаций личности в их связи с особенностями личности и факторами социализации в студенческом возрасте.
Для студенческого возраста помимо традиционных ценностей социума особое значение имеет ориентация на личностное общение, поэтому в становлении системы ценностных ориентаций важную роль играет общение со сверстниками, ситуации столкновения с противоположными взглядами, мыслями. Однако процесс становления системы ценностных ориентаций может и тормозиться, приводя к возникновению феномена нравственного инфантилизма, в последнее время вызывает беспокойство все большего числа психологов и педагогов [14, С. 96].
Студенческой возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, влияет на становление характера и личности в целом. Это связано с развитием на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: понятийного мышления, накопления достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов, которые появляются со вступлением молодого человека в ВУЗ. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере, становлении системы моральных ценностей.
Система ценностных ориентаций во многом определяет формирование личности человека. Ценностные ориентации является звеном, которое опосредует взаимосвязи между различными иерархическими уровнями интегральной индивидуальности.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.