Ценностные ориентации – сравнительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В этой сфере как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека [4, С. 32].
Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее — ценности, связанные с идеалами и жизненной целью личности. З.И. Файнбург отмечает «чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности… сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредствованность всех зависимостей в этой сфере… Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре» [9, с.68].
В деятельности человека ценностные ориентации имеют большую значимость. Ведущую роль в формировании ценностных ориентаций играет межличностное общение, которое задает тон в определении основных линий развития нравственных духовных и материальных ценностей. Утверждается критериальное общение, которое проявляется в отборе собеседников, форм коммуникации, видов поведения, основанных на интересах, предпочтениях, желаниях. Человеком выбирается эталон и производные образцы для подражания, определяющие содержание ценностей и их проявление в жизнедеятельности. Адекватно сформированные ценности относительно среды обитания увеличивают групповую и социальную активность индивида, позволяют правильно организовывать, способствовать и корректировать общие значимые виды его деятельности.
Ценностные ориентации — основные формы функционирования ценностей, характеризующих момент перехода последних в деятельность. На основе ценностей возникают индивидуальные установки персоны, которые так же имеют сложную иерархическую структуру. Как элемент внутренней организации личности, установки отражают диалектическое единство общего, особенного и индивидуального в мыслях, чувствах, поведенческой деятельности.
Система ценностных ориентаций не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и изменение текущих, сиюминутных, в определенной степени случайных жизненных ситуаций. Студенты как особая социальная группа постоянно находится в фокусе внимания исследований психологов, социологов, поскольку именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. Оттого, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества. Вместе с тем неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы [2, С. 31].
В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для формирования ценностностных ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения. Отличительной особенностью возраста становится резкое усиление саморефлексии, т. е. стремления к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей, выбору своего пути в жизни [18, С. 112].
Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи обусловила появление целого ряда работ, посвященных различным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучаются структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и тому подобное. Исследуется специфическая роль содержательно-смысловых и структурно-динамических характеристик системы ценностных ориентаций личности в их связи с особенностями личности и факторами социализации в студенческом возрасте.
Для студенческого возраста помимо традиционных ценностей социума особое значение имеет ориентация на личностное общение, поэтому в становлении системы ценностных ориентаций важную роль играет общение со сверстниками, ситуации столкновения с противоположными взглядами, мыслями. Однако процесс становления системы ценностных ориентаций может и тормозиться, приводя к возникновению феномена нравственного инфантилизма, в последнее время вызывает беспокойство все большего числа психологов и педагогов [14, С. 96].
Студенческой возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, влияет на становление характера и личности в целом. Это связано с развитием на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: понятийного мышления, накопления достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов, которые появляются со вступлением молодого человека в ВУЗ. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере, становлении системы моральных ценностей.
Система ценностных ориентаций во многом определяет формирование личности человека. Ценностные ориентации является звеном, которое опосредует взаимосвязи между различными иерархическими уровнями интегральной индивидуальности.
Ценностные ориентации индивида
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.