Программа социально-экономического развития региона должна иметь две обязательные составляющие: стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу (15 — 20 лет), а также программу социально -экономического развития региона на очередной плановый период (5 лет), которая и утверждается правительством страны в виде целевой региональной программы.
В структуре региональной программы социально-экономического развития важно предусмотреть следующие группы взаимосвязанных элементов [14, 38].
1. Экономическое развитие региона. Оценка состояния региональных рынков промышленных и продовольственных товаров, экспортного потенциала. Кроме традиционного анализа состояния экономики региона необходимо проведение региональных маркетинговых исследований состояния рынков продукции и услуг, производимых в регионе, а также их импорта (в том числе межрегионального).
2. Финансовая ситуация и бюджетный процесс, финансовые интересы региона. Региональное финансовое планирование. Основой построения структуры программы социально-экономического развития региона и формирования механизмов ее реализации является бюджетный процесс, его анализ, планирование и прогнозирование развития, поскольку анализ состояния бюджетного процесса позволяет выделить бюджетообразующие предприятия, программы (в том числе и инвестиционные), развитие которых и должно являться приоритетным для местной администрации, обеспечиваться бюджетной поддержкой (в том числе и республиканской) и составить основу региональных инвестиционных программ.
3. Социально-демографическая ситуация в регионе (социальные программы и приоритеты) [14, 40].
4. Финансовые и инвестиционные инструменты и механизмы. Привлечение ресурсов для обеспечения бюджета и региональных программ.
5. Региональная законодательно-нормативная база. Она должна представлять собой гармоничную, сбалансированную многоуровневую систему законодательных и нормативных актов и отвечать следующим требованиям: система законодательных актов в регионах должна быть связана с республиканским законодательством, при этом быть адаптирована к условиям регионов; региональные акты должны быть согласованы между собой, представляя самодостаточную систему с учетом специфики территории.
Вопросы финансирования мероприятий и проектов программы в очередном финансовом году должны решаться при обязательном рассмотрении результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий программы в отчетном периоде, что обеспечит необходимую информационно-аналитическую поддержку при принятии решений для реализации программы по годам с учетом [12, 117]:
— полноты и эффективности выполнения программных мероприятий, целевого использования средств, выделяемых на реализацию программы;
— финансирования программы по годам, источникам и направлениям расходов в сопоставлении с объемами, принятыми при утверждении программы;
— финансирования мероприятий программы из республиканского и регионального бюджетов и внебюджетных источников в заявленных объемах.
Резюмируя исследование, отметим: программно-целевой метод дает возможности для достижения целей, которые предусматривают коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, а также переход к новым состояниям, которые не могли бы быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов хозяйственных региональных систем [12, 144].
Таким образом, можно утверждать, что использование методологии целевого управления на региональном уровне позволит более полно использовать конкурентные преимущества территорий в интересах как региональных сообществ, так и государства в целом.
Использование данного принципа применительно к управлению социально-экономическими системами имеет практическую ценность и предполагает, на наш взгляд, выстраивание государственной стратегии и политики исходя из поставленных целей, дает реальный ориентир и направления повышения эффективности работы органов исполнительной власти всех уровней в условиях развития рыночных отношений, что имеет особую актуальность для современной России.
Оценка эффективности региональных целевых программ на современном этапе
Целевые программы как инструмент управления региональной экономикой
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.