Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Чувство вины как способ манипуляции (семейные отношения)

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Зигмунд Фрейд (Freud, 1959) рассматривал вину как нравственную разновидность тревоги, как «тревогу совести». Этой же точки зрения придерживается и другой психоаналитик – Г. Мандлер (Mandler, 1975), утверждающий, что вина и тревога – это разные названия одного и того же явления. Вина, согласно данному автору, – это тревога относительно реального или воображаемого промаха. Переживание этой разновидности тревоги запускает особый защитный механизм, с помощью которого человек пытается загладить или нейтрализовать ущерб, нанесенный его ошибочными действиями. Некоторые авторы (MacKennan, 1938; Miller, Swanson, 1956, и др.) показали, что для эффективного научения вине более подходят не методы физического наказания, а психологические, ориентированные на «любовь» (при использовании их родителями, находящимися в психологическом контакте с ребенком). Именно боязнь потерять любовь родителей чаще всего приводит к раскаянию, угрызению совести, тревоге, то есть к переживанию вины (MacKennan, 1938) (Цит. по 13).
В связи с предыдущей мыслью, актуальным будет привести, ставший уже классическим в науке, эксперимент А.Н. Леонтьева. Ребенку предлагалось достать удаленный от него предмет, не вставая со своего места. Несмотря на то, что ребенок после ухода экспериментатора нарушал данное правило, встав со своего места, пользуясь отсутствием наблюдения за ним, он не смог впоследствии принять от экспериментатора в награду за выполненное задание шоколадную конфету. Конфета, столь желанная вначале, оказалась горькой – вызывала слезы. Эти слезы ребенка дошкольного возраста свидетельствуют о способности маленького человека уже в таком возрасте переживать вину по поводу нарушения принятого правила. По мнению ученых, вина – самостоятельный феномен, помогающий снижать тревогу и избегать серьезных психических расстройств. С этих позиций вина играет положительную роль. В деструктивной семье, чувство вины, может стать источником манипулирования.
В своей работе Е. Ильин (13) иллюстрирует манипулятивное «пробуждение» чувства вины, через понятие совести, приводя множество примеров как из научной и художественной литературы, так и на житейском уровне. Совесть может быть средством манипуляции, отмечает автор.
Рассматривая чувство вины и манипулирование им на уровне коммуникации, авторы отмечают (12, 17), что оно может быть вызвано с целью: 1) изменения поведения другого человека; 2) установления своего влияния над другими; 3) для того, чтобы обезопасить себя.
Человек прибегает к провоцированию чувства вины у других, когда понимает, что пренебрегают его интересами. Люди, провоцируя у других чувство вины, используют пять разговорных стилей, которые могут быть использованы и в отношениях между родителями и детьми. Наиболее распространенными являются следующие: 1) обвинительный («все, о чем ты думаешь,– это только ты сам»); 2) вопросительный («как ты мог так поступить?»); 3) предостерегающий («не обещай, если не сможешь выполнить»). Однако, подобного рода манипуляции имеют и негативные последствия. Во-первых, даже если манипулятор добился своей цели, он может испытывать неприятный осадок, который будет тяготить его. Кроме того, остается вероятность, что при последующих своих попытках использовать этот метод воздействия манипулятор может встретить сильнейшее сопротивление. Манипулирование, зачастую становится очевидным, либо на рациональном, либо на интуитивном уровне. Последствием манипуляции становится ощущение обиды и/или неприятный осадок, который остается как у манипулятора, ведь он доставил страдания, так и у близкого человека, который подвергся манипуляции, особенно если речь идет о семейных отношениях.
Так или иначе, цель манипулятора – использовать эмоционально-чувственную сферу Другого, вызвать ощущение стыда, неправильности своих поступков, чувство жалости по отношению к манипулятору. При этом, зачастую, манипулятор стремится достигнуть целей, не очевидных на первый взгляд и даже не связанных с ситуацией манипулирования, как отмечают авторы (Э. Берн, Д. Карнеги)(2, 15). Учитывая, что конструктивные способы избавления от чувства вины (по Е. Ильину), предполагают некое «искупление» (см. Приложение 1), манипулятор получает «выгоду». Только ситуация обвинения – искусственная, манипулятивная, настоящей «вины» обвиняемого нет.

Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜