Значительное влияние на организационную культуру оказывает поведение персонала и то, что подавляется сложившейся управленческой практикой. Что касается руководства, то проявление самостоятельности и инициативы приветствуется подчиненными. Установлено, что высококвалифицированные сотрудники в меньшей степени зависят от воли менеджера, а скорее от таких неформальных факторов лояльности к компании и, как следствие выполнения, таких как увлекательная работа, возможность решения нестандартной рыночной задачи, используемой в психологическом и социальном плане, проявляющаяся среда, неоднозначность перспектив могут в значительной степени определять культуру организации, культуру их лидера (его личные убеждения, ценности и стиль). Лидерство-важная часть управления, то есть способность влиять на людей, побуждать их действовать для достижения цели. Должность руководителя не означает автоматического наведения.
В научном отделе часто руководитель персонала предлагает новые идеи и концепции, а менеджер занимается в основном организационными вопросами. Задача руководителя-стать не формальным лидером, а настоящим лидером. Это повышает неформальные организационные качества подразделения, эффективность вашей работы. Лучшая комбинация: в то же время голова и лидер, и хороший лидер.
Лидерство можно воспринимать как процесс совершенствования организационной культуры, позволяющий выработать такие элементы, которые обеспечат в целом эффективную деятельность организации по достижению стратегических целей. Если нет заботы о повышении эффективности организационной деятельности, влияние лидера на организационную культуру теряет смысл.
С учетом вышеупомянутой роли лидера его задачами являются:
1.Выделение уникальных черт субкультур различных стабильных социальных групп и интеграция этих особенностей в ведущую культур;
2.Культивирование таких черт культуры, которые определяют эффективность организации (посредством мотивации и обучения персонала);
3.Изменение тех черт общей культуры или субкультуры определенной группы, которые препятствуют эффективной деятельности организации.
Существование связи между организационной культурой и степенью эффективности организационной деятельности отмечали многие исследователи. Специалисты разработали модель организационных культур и их эффективности. Эта модель основана на взаимосвязи организационной культуры с определенной моделью управленческого лидерства. Были выделены четыре типа организационных культур:
1.Клановая культура;
2.Иерархическая культура;
3.Рыночная культура;
4.Эдхок – культура.
Любая организация культуры определяет критерии эффективности организационной деятельности и стиль руководства. Для достижения эффективности в решении управленческих задач лидер будет вынужден выбирать модели поведения, соответствующие доминирующей культуре организации. Управленческое лидерство не только влияет на развитие культуры организации, но и является их продуктом.
В условиях клановой организационной культуры особое влияние оказывается на поддержание атмосферы гибкости и удовлетворенности членов организации, что позволяет им восприимчиво относиться к эмоциональным переживаниям клиентов. В организации клановой культуры сотрудники воспринимают себя как семью или круг добрых друзей, где каждый многое связывает воедино. Организация характеризуется высоким уровнем согласия и взаимной лояльности, а также приверженность традициям. Организация такого рода уделяет особое внимание выгодам долгосрочного развития персонала.
Критериями эффективности организации являются единство и сплоченность ее членов, поскольку для организации такого типа обычно требуются менеджеры, выполняющие функции патрона, мотиватора, супервизора и наставника.
Для эдхократической организационной культуры характерны динамика, предпринимательство и творчество. Представители этой культуры готовы идти на риск ради удовлетворения своих потребностей и достижения своих целей. Они демонстрируют готовность измениться и принять вызов. Этот тип организации направлен на дальнейшее развитие и сохранение новых ресурсов. В организации такого рода, как правило, лидер выступает в роли новатора, предпринимателя и стратега, определяет новые направления развития.
Критериями эффективности организационной деятельности являются творчество, рост, инновация, выпуск уникальных или новых продуктов и услуг, результат.
Организация с иерархической культурой больше фокусируется на поддержании внутреннего порядка и стабильности в поисках экономической эффективности. В целом данный тип организационной культуры характеризуется высокой степенью формализма и структурированности.
Эта организационная культура поддерживается строгими сторонниками процесса. Подчиненные требуют надежности, предсказуемости поведения и результата. В таких организациях руководители выступают в качестве координаторов, организаторов, аналитиков и наставников. Критериями эффективности организационной деятельности можно считать финансовую эффективность, своевременность, надежные поставки и спокойное существование.
Рыночная организация культуры характеризуется ориентацией на внешнюю среду с очень высоким спросом на стабильность и контроль. Основным критерием оценки представителей данной культуры служит результат выполнения задания, поэтому большинство сотрудников организации подобного типа ориентированы на достижение цели в условиях конкуренции. Здесь лидеры встретятся в роли инициатора генератора, надсмотрщика и критерии эффективности организационной деятельности являются: определенная доля рынка; достижение целей; Потеря конкурента.
Четыре типа организационной культуры воплощают “чистые” типы, редкие в реальной жизни. В общем, каждая организация характеризуется уникальным сочетанием элементов любой культуры. В целях успешного функционирования организации должны быть не только более или менее гибкими, но и стабильными; их руководителям нужно принимать в расчет внешние обстоятельства и внутренние условия. В том случае, если среди представителей руководства нет лидеров, которые бы уделяли серьезное внимание утверждению и развитию той или иной организационной культуры со своими собственными ценностями, организация неизбежно будет работать неэффективно. Отсутствие единого понимания организационных ценностей и справедливости существующей системы оценок труда сотрудников способствует усилению индивидуалистических мотивов деятельности, которые не всегда соответствуют интересам организации.
Организационная культура является важнейшим элементом структуры организации. Организационная культура определяет и направляет всю систему отношений с внешней и внутренней среде. Организационная культура в первую очередь зависит от того, как сотрудники организации взаимодействуют с клиентами, а значит и от имиджа организации, который складывается во внешней среде. Во-вторых, организационная культура зависит от характера взаимоотношений внутри организации и степени удовлетворенности работой и эффективностью организации в целом.
Человеческий фактор в системе управления организаций
- 2020-05-07
- Глеб Стрелков
- Менеджмент
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Глеб Стрелков
Закончил СПбГИКиТ факультет телевидения, дизайна и фотографии. Работаю преподавателем один год. Являюсь магистром. Кроме этого занимаюсь репетиторством и решаю школьные и студенческие работы по менеджменту и трудовым отношениям на этом сайте. Люблю свою профессию за то, что могу делиться полученным опытом и приобретенными знаниями.