С первых дней существования Пушкинского театра его репертуар составили произведения лучших российских авторов, прежде всего – А.Н.Островского. Однако, поскольку репертуарная политика нового театра формировалась под влиянием традиций Малого театра, публика отдавала предпочтение давно знакомому и любимому ею театральному коллективу. В результате, через 2 года после открытия театр полностью разорился и был закрыт.
1.2. Деятельность Корша по созданию театра
Федор Адамович Корш не был человеком театра. Впрочем, будучи юристом по образованию, он состоял в Обществе драматических писателей. Познакомившись с деятельностью Пушкинского театра, он сразу обратил внимание на существовавшие в нем организационные проблемы. В то же время, Корш отлично понимал, насколько высок творческий потенциал театра. По словам Ю.М. Юрьева, «он понял, что данное предприятие с таким широким масштабом не может окупить себя в помещении, приспособленном для камерных спектаклей, а тем более обслуживать лишь определенную категорию публики, имевшую еще притом пристрастие к своему Малому театру. Он пришел к выводу, что тут не только необходимо более вместительное помещение, но нужна и отдушина в виде приманки для привлечения иного качества публики на потребу кассовых интересов». Он арендовал просторный особняк в Газетном переулке, который позднее был переименован в Камергерский. Как указывает М.Ю. Юрьев, «самое здание было обращено в зрительный зал, коридоры и фойе, тогда как сцена была пристроена во дворе». После переезда в него Пушкинский театр был переименован в Русский драматический театр. Поначалу актеры искренне верили в то, что Корш сохранит традиции своих предшественников.
В первые годы существования Театра Корша в его репертуаре, как и в репертуаре Пушкинского театра, преобладала классика – пьесы Гоголя, Островского, Тургенева, Писемского. Кроме того, Корш не боялся ставить неизвестные пьесы начинающих драматургов. Так, в 1887 году на сцене Театра Корша впервые в Москве была поставлена драма А.П. Чехова «Иванов», а в следующем, 1888 году – его же водевиль «Медведь». Впервые в России здесь были поставлены пьесы Ибсена. 15 ноября 1891 года состоялась премьера самого известного произведения норвежского драматурга – «Кукольный дом». Спектакль шел под названием «Нора» с талантливой актрисой Марией Потоцкой в главной роли. В следующем сезоне в репертуаре театра появился «Враг человечества» («Доктор Штокман»).
При несомненных достижениях Театра Корша, по мнению исследователя русской культуры И.Я. Дубновой, его «идейно-эстетические позиции… Корша с самого начала были ограничены. Он держался в основном на отдельных актерских талантах». В некоторых спектаклях складывался превосходный актерский ансамбль. Большой удачей стал спектакль Иванов. В главной роли выступил известный актер Императорских театров Владимир Давыдов, 2 года проработавший в театре Корша. Остальные роли также исполняли прекрасные актеры.
Были в театре и откровенные провалы. И.Я. Дубнова так объясняет их причины: «В театре не было новаторской режиссуры, отсутствовало определенное художественное направление. Поэтому, несмотря на отдельные актерские удачи, серьезные пьесы недолго удерживались в репертуаре».
Корш видел свою задачу в том, чтобы максимально расширить аудиторию театра. Поэтому классика постепенно вытеснялась с репертуарной афиши второсортной драматургией, привлекавшей внимание непритязательной публики. Из-за этого между Коршем и ведущими артистами театра начались постоянные конфликты. В конечном итоге, Писарев и Андреев-Бурлак оставили, по сути, собственное детище. После их ухода Корш стал беспрепятственно разворачивать свою репертуарную политику, ориентируясь исключительно на кассовый успех. Так ему удалось добиться финансового благополучия для театра и построить новое здание в Богословском переулке.