БК РФ не содержит норм, которые устанавливали бы порядок и условия предоставления рассматриваемых бюджетных кредитов. Бюджетные кредиты данного вида являются одной из форм финансовой помощи, направляемой из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации (ст. 133 БК РФ). Но если отношения по предоставлению иных установленных ст. 133 БК РФ форм финансовой помощи (дотаций, субвенций, субсидий, бюджетных ссуд) регулируются нормами ст. 134-137 БК РФ, то отношения по бюджетным кредитам, предоставляемым публично-правовым образованиям, остаются неурегулированными.
В БК РФ только указано, что договоры и соглашения о получении Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями бюджетных кредитов являются формами их долговых обязательств (ст. 98—100 БК РФ).
По мнению М.В. Карасевой, соответствующие отношения следует рассматривать как финансово-правовые, поскольку договор в данном случае является лишь конкретизацией управленческого решения компетентных органов о выделении кредитов.
Интересно, что, согласно ст. 86 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» (ранее аналогичная норма содержалась в ст. 65 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2001 год»), при несоблюдении сроков возврата бюджетных кредитов, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации, и использовании их не по целевому назначению сокращается предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации всех видов финансовой помощи или вся используемая не по целевому назначению сумма взыскивается.
Погашение задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации, а также взыскание использованных не по целевому назначению сумм производятся путем учета этих сумм при взаимных расчетах федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации в части финансовой помощи, а также за счет доходов от уплаты федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Отношения по распределению между бюджетами различных уровней доходов от налогов и сборов носят властный характер. Они регулируются нормами ст. 48, 50, 52, 56, 58, 60 БК РФ и др.
Непосредственное распределение указанных средств между бюджетами различных публично-правовых образований осуществляют органы федерального казначейства, на счета которых зачисляются суммы, уплачиваемые налогоплательщиками и плательщиками сборов.
Допуская обращение взыскания по обязательствам субъектов Российской Федерации, возникающим из договоров бюджетного кредита, на средства, поступающие в бюджеты субъектов Российской Федерации по указанным налогам и сборам, законодатель по существу устанавливает внесудебный, властный порядок возмещения убытков Российской Федерации, причиненных нарушением обязательств субъектом Российской Федерации как заемщиком бюджетного кредита.
Из этого следует, что правоотношения по бюджетному кредитованию иных публично-правовых образований носят властный характер, являются финансовыми, а не гражданскими.
Бюджетные кредиты, их влияние на экономику страны
- Дмитрий Лазарев
- Деньги
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.