Таким образом, для эффективного управления бюджетными инвестициями необходимо соответствие планов капиталовложений имеющимся финансовым ресурсам, устойчивое финансирование этих планов, наличие эффективной оценки инвестиционных проектов перед их принятием и надлежащего контроля в процессе их реализации.
1.3 Особенности бюджетного инвестирования в условиях экономического кризиса
Инвестиции являются мощным фактором экономического роста. В макроэкономическом масштабе сегодняшние инвестиции закладывают основы завтрашнего роста производительности труда и более высокого благосостояния населения страны. В микроэкономическом масштабе инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения нормального функционирования любого предприятия.
В условиях экономического кризиса и санкций со стороны западных партнёров инвестиции в регионы сокращаются. Необходимо использовать внутренний потенциал страны. За последние годы нашей стране удалось подняться в международном рейтинге условий ведения бизнеса, по мнению Всемирного банка со 124-го места до 35-го. Россия провела 36 реформ в области делового климата. Последний рывок на пять позиций в рейтинге вверх нашей стране удалось сделать за счёт существенного улучшения условий подключения к электросетям, исполнения контрактов и получения кредитов. По лёгкости ведения бизнеса Россия в 2018 г. занимала 35-е место среди 190 стран.
Всё это помогает привлечению инвестиций. Так, на последнем Петербургском международном экономическом форуме Президент РФ В.В. Путин отметил регионы, которые выросли в национальном рейтинге инвестиционного климата за последний год. Это Московская, Калининградская область и г. СПБ, где удалось добиться резкого качественного улучшения деловой среды. Кроме того, г. СПБ оказался в числе лидеров по нескольким другим направлениям: по доле субъектов малого и среднего предпринимательства в государственных закупках, а также по уровню развития государственно-частного партнёрства. И это не случайно, т. к. данный субъект федерации ищет новые подходы к привлечению инвестиций в регион. По итогам Петербургского международного экономического форума исполнительной власти области удалось привлечь 10 новых инвесторов.
Однако проблем в данной области ещё много. Необходимо устранить следующие недостатки, мешающие формированию в нашей стране инвестиционного климата. Понятно, что инвесторы даже при высокой доходности инвестиционного проекта того или иного региона заинтересуются им лишь в случае наличия в нём благоприятного инвестиционного климата.
Создание благоприятного инвестиционного климата в России — одно из важнейших условий привлечения инвестиций и последующего экономического роста страны. Главная проблема, препятствующая росту производства и привлекательности инвестиционного климата, состоит в том, что за время кризиса и либерального реформирования в России воспроизводственный контур оказался практически разрушен, т. е. оказалась нарушенной вариантность экономической системы в ходе своего развития формировать внутренние ресурсы для накоплений.
К негативным явлениям в российском инвестиционном процессе можно отнести прежде всего отток финансовых капиталов из экономики ряда субъектов в те регионы и финансовые структуры, которые согласно законам движения денег оказываются более предпочтительными для граждан (самый яркий пример — концентрация капитала в Москве).
Общее состояние экономики не радует инвесторов. В данных условиях необходимо серьёзно заниматься маркетингом территорий. Территориальный (субфедеральный) и городской маркетинг являются базой для разработки и реализации долгосрочной концепции комплексного развития экономики и социальной сферы территории, постепенного устранения негативных явлений и решения социально-экономических проблем.
Федеральный центр уже не может в отношениях с регионами изменять баланс отношений в свою пользу, что учтено в Основах государственной региональной политики до 2025 г. Планируется вернуться к разработкам советской школы — принципам территориально-пространственного планирования. Теоретически эти принципы намечено реализовать по двум направлениям — будут определены наиболее эффективные параметры пространственной структуры экономики в регионах и одновременно сконструирована система поддержки из федерального центра на принципах справедливости, прозрачности и предсказуемости финансово-экономических механизмов, которые призваны стимулировать слаборазвитые регионы и не наносить ущерба благополучным в финансово-экономическом плане.
Итак, несмотря на то, что за 2018 год общероссийские показатели инвестиционной активности показали положительную динамику, российские регионы пока не демонстрирует «коренного перелома» в своей инвестиционной активности. Наличие большого числа проблемных территорий и дотационных субъектов Федерации, сокращение в целом бюджетных возможностей инвестиционного финансирования на субфедеральном уровне на фоне роста социальных обязательств и расходов на обслуживание долга существенно повышают ответственность субъектов Федерации по достижению целей и задач социально-экономического развития в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков.