Развитые государства функционируют в условиях смешанной экономики, которая требует государственного регулирования – это признают представители современных научных школ, и используют рекомендации классического направления и кейнсианства для конкретных экономических ситуаций. Так, в частности, по теории Кейнса в условиях дефляции и безработицы необходимо увеличить бюджетные расходы и снизить налоги. Согласно теории Бунге, повышение косвенных налогов на особые группы товаров компенсирует недостаток бюджетных доходов. Фридмен предлагал использовать прямые налоги в качестве бюджетообразующих в период кризиса. В условиях устойчивого экономического роста большинство теоретиков подчеркивают преимущество прямых налогов. По мнению Янжула, таможенные пошлины должны быть отменены, а налоговая система должна быть реформирована в сторону подоходного обложения и дальнейшей отмены косвенных налогов.
1.2. Понятие и сущность налогово-бюджетной политики государства
Бюджетно-налоговая политика государства проводится в области государственных расходов и налогообложения и направлена на поддержание стабильной экономики в стране, высокого уровня занятости населения и постоянного прироста валового продукта. Данная политика называется фискальной.
Осуществляя фискальную политику, государство преследует следующие цели:
стабилизация экономического роста в стране;
регулирование занятости трудовых ресурсов (минимизация уровня безработицы);
стабилизация уровня цен.
Налогово-бюджетная политика осуществляется при помощи определенных инструментов, расходов и доходов государственного бюджета, а именно:
государственных закупок;
налогов;
трансфертов.
Увеличивая трансферты, государство увеличивает социальные выплаты, что вызывает рост доходов хозяйства при прочих равных и неизменных условиях, повышаются финансовые возможности, повышается спрос. Если государственная поддержка оказывается фирме, то возможно увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение трансфертных выплат приведет к сокращению совокупного спроса.
Налоговое воздействие полностью противоположно воздействию через трансферты. Чем выше используемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (так как спрос связан с возможным доходом), происходит сокращение инвестиционных расходов в связи с сокращением чистой прибыли компаний. Снижение ставок налогов диаметрально меняет ситуацию в противоположную сторону. Состав налогов, при помощи которых может осуществляться воздействие на экономику, приведен в Приложении.
Увеличивая государственные закупки растет совокупный спрос, так как сами закупки являются частью совокупных расходов.
Инструменты бюджетно-налоговой политики стабилизируют экономику в разных фазах экономического цикла. Кроме того, следуя кейнсианской экономической теории, все инструменты фискальной политики оказывают мультипликативное влияние на экономику страны в целом, а значит, регулирование экономической ситуации Например, через регулирование государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.
У бюджетно-налоговой политики наблюдаются достоинства и недостатки. Положительные моменты сводятся к следующему:
У всех инструментов фискальной политики наблюдается мультипликативный эффект влияния на экономику.
Через действие автоматических стабилизаторов частично сглаживаются циклические колебания в экономике.
Краткий промежуток времени между принятием решений по налогово-бюджетному регулированию и результатом произведенного воздействия.
Среди недостатков бюджетно-налоговой политики следующие моменты:
Наличие внутреннего лага. Предполагается, что между наступлением подъема или спада в экономике пройдет длительный процесс утверждения новой политики, так как все решения утверждаются Государственной думой РФ для придания им силы закона. В данный период времени, ситуация в стране может поменяться и утвержденные решения могут оказаться уже неактуальными и даже губительными: если меры принимались при подъеме экономики, то их действие при рецессии может, наоборот, вызвать уже «спад».
Неопределенность решений. Возникают сложности определения момента, когда необходимо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей, а значит, может возникнуть дестабилизация экономической ситуации.
Возникновение дефицита бюджета. Большинство инструментов фискальной политики способствует оттоку денежных средств из бюджета: увеличению трансфертов, государственных расходов, снижению ставок налогов. Данный недостаток является самым существенным.
Таким образом, основная задача фискальной политики заключается в регулировании или поддержании совокупного спроса. В данном случае регулирование экономики осуществляется при помощи воздействия на величину совокупных расходов и чаще всего, фискальной политикой регулируются ставки налогов и сборов.