Бюджетная политика для обеспечения полной занятости и поддержания стабильных цен в экономике была разработана в недавнем прошлом. Неэффективность денежно-кредитной политики как средства устранения безработицы во время Великой депрессии проложила путь для развития фискальной политики в достижении этой цели. Для ускорения темпов роста необходимо выделение большей доли полностью занятых ресурсов. Эти мероприятия увеличивают производственный потенциал экономики. Поэтому фискальная политика используется через налоговый инструмент для поощрения инвестиций и сдерживания потребления, с тем чтобы увеличить производство. Также необходимо увеличить накопление капитала за счет снижения высокого подоходного налога на доходы физических лиц. Для увеличения занятости государственные расходы должны быть направлены на обеспечение социально-экономических накладных расходов.
Бюджет государства как основной элемент бюджетной системы
Бюджет представляет собой смету государственных доходов и расходов.
Бюджетные отношения определяют финансовые отношения между организациями, предприятиями и населением, с одной стороны, и государство, с другой.
Бюджетные отношения должны быть многогранными, поскольку они организуют различные направления распределительного процесса и охватывают все уровни экономики (федеральный, региональный, местный).
Эти отношения зависят от принципов управления экономикой государства, социальной и культурной эволюция страны и проводимой государством финансовой политики правительства.
Необходимость организации таких отношений связана с тем, что государство концентрирует в своем фонде часть национального дохода (в форме различных виды налогов), которые должны распределяться для решения важных проблем общества, таких как как защита, социальное и культурное развитие и т. д.
Таким образом, экономическая сущность бюджета отражает те денежные отношения, которые возникают между государством и населением. Это делается в результате перераспределения национальных доходов с целью реализации государственной социальной политики, развития науки, культуры, образования и финансирования государственной обороны и правительства.
В экономической теории можно выделить следующие основные функции бюджета:
распределительная функция (правительство использует свои денежные средства, сосредоточенные в бюджете, для удовлетворения потребностей общества. Такое перераспределение может быть межотраслевым, межрегиональный, федеральный и местный);
контролирующая функция (бюджет проясняет процесс обращения денежных средств от населения к государству, с одной стороны, и от государства к населению, с другой стороны).
При реализации бюджетной политики государство может повлиять на экономику страны путем субсидирования важных предприятий, осуществления инвестиций, финансирование защиты промышленности и т. д. Цели такого воздействия — национальный финансовый рост, решение актуальных социальных проблем, увеличение или уменьшение совокупности спроса и предложения, создание необходимой инфраструктуры.
Бюджет государства состоит из двух частей: расходов и доходов.
Доходы бюджета — это те экономические отношения между населением и государством, которые проявляют себя при осуществлении налоговых платежей, которые собираются в бюджет страны.
Создание рыночной экономики говорит о необходимости использования различных форм налогов в качестве основного способа сбора денежных средств и формирования государственных доходов.
Экономическая сущность налогов заключается в том, чтобы позволить государству получать определенные суммы денег от первичных получателей дохода. Любой налог считается экономической категорией, выполняющей две основные функции:
фискальная функция (функция сбора денежных средств и пополнения государственных доходов)
экономическая функция (которая влияет на производство, стимулируя или сдерживая его рост).
Помимо налогов, государство доходы могут пополняться также различными типами сборов: для торговли, для парковки транспортных средств, курортных сборов, таможенных пошлин, акцизов и так далее.
Расходами государственного бюджета являются те экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных ресурсов на нужды экономики и на выполнение государственных функций.
В зависимости от социальной цели государственных расходов бюджетные средства могут быть потрачены на нужды всей экономики, на социокультурные программы, государственную оборону и правительство.
Основную часть расходов на всю экономику составляют те, которые расходуются на финансирование наиболее важных и крупных экономических программ.
Значительные бюджетные средства, расходуемые на социально-культурные программы, направлены на развитие образования, поддержку культуры, медицины и повышение материального положения бедных. Покупка оружия и военной техники, расходы на текущее финансирование вооруженных сил, а также на исследовательские проекты являются основными военными расходами. Если говорить о расходах на правительство, то они требуются государству для выполнения его важных экономических и организационных функций.
Существует несколько видов бюджетов:
Сбалансированный бюджет.
Как следует из названия, сбалансированный бюджет — это бюджет, в котором нет дефицита или профицита. Поступающие доходы равны расходам.
Профицитный / дефицитный бюджет.
Профицитный бюджет — когда доходы превышают расходы, а дефицитный, когда расходы превышают доходы.
Бюджет эффективности.
Этот тип бюджета учитывает конечный результат или выполнение программы развития, обеспечивая таким образом экономически эффективное и эффективное планирование. С ростом проблем развития и осведомленности об использовании денег налогоплательщиков требуются новые методы составления бюджета, из которых составление бюджета на основе результатов стало прозрачным и подотчетным методом.
Он опирается на два аспекта понимания окончательного результата, стратегии, сформулированные для достижения этих конечных результатов, и конкретные мероприятия, которые были проведены для достижения этих результатов. Благодаря очень подробному и объективному анализу этот процесс составления бюджета ориентирован на результат.
Бюджет на основе нуля.
Бюджет на основе нуля имеет явное преимущество, когда ограниченные ресурсы должны распределяться аккуратно и объективно. Он довольно гибкий по своей природе и опирается на рациональные методы, систематическую оценку для перераспределения ресурсов и обоснования использования средств.
Он начинается с нуля, в отличие от традиционных бюджетов, где используется поэтапный подход. Здесь, потребности и затраты каждой функции организации принимаются во внимание в бюджете на следующий год.