Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста страны - курсовая работа готовая

Курсовая работа на тему Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста страны

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕРМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»

Бюджетная система РФ

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста страны

Студентки группы Ф-12

Специальности 080109 «Финансы»

Чухниной Ксении Андреевны

ПЕРМЬ 2013

Оглавление

Введение

Глава 1. Бюджетная политика России

1.1 Сущность и задачи бюджетной политики России

1.2 Бюджетная политика в ходе экономического цикла

1.3 Влияние бюджетной политики государства на финансовую политику

Глава 2. Экономический рост страны

2.1 Экономический рост в России в 2012 году

2.2 Ключевые факторы экономического роста в России

2.3 Роль бюджетной политики в экономическом росте России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Поскольку наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Целью курсовой работы является рассмотрение роли бюджетной политики России в ее экономическом росте.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность и задачи бюджетной политики России;

2. Проанализировать экономический рост России в 2012 году;

3. Рассмотреть ключевые факторы экономического роста страны;

4. Рассмотреть роль бюджетной политики в экономическом росте страны;

5. Рассмотреть перспективы развития роли бюджетной политики в экономическом росте страны.

Объектом курсовой работы является бюджетная политика страны.

Предметом данной курсовой работы является бюджетная политика страны и ее роль в экономическом росте.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы.

Глава 1. Бюджетная политика России

1.1 Сущность и задачи бюджетной политики России

Под бюджетной политикой государства понимается комплекс мероприятий в сфере организации бюджетных отношений, обеспечивающий бюджет страны денежными средствами выполнения своих функций.[4, c. 10]

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.[6, c.145]

В Российской Федерации в течение десятилетий реформ сложился механизм бюджетных взаимоотношений органов власти различного уровня, принципиально отличный от существовавшего ранее. Был совершен переход к системе делегирования и разграничения полномочий, проведена бюджетно-налоговая децентрализация. В то же время реформа межбюджетных отношений до сих пор мало коснулась таких основополагающих блоков системы межбюджетных отношений, как разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной системы, распространение реформы на уровень субъектов Федерации (взаимоотношения региональных и местных властей), развитие нормативно-правовой базы бюджетного процесса на региональном и местном уровнях.

По уровню децентрализации бюджетных ресурсов Россия практически не уступает большинству федеративных государств, однако формально сохраняет крайне высокую, даже по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и особенно бюджеты муниципальных образований перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством без предоставления источников финансирования («нефинансируемые федеральные мандаты»). Основная часть расходов региональных и местных бюджетов, включая заработную плату в бюджетной сфере, а также финансирование сети бюджетных учреждений, регламентируется централизованно установленными нормами. Более 80 процентов налоговых доходов этих бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Зависимость региональных и местных бюджетов от ежегодно устанавливаемых пропорций (нормативов) расщепления федеральных налогов подрывает стимулы к проведению структурных реформ, привлечению инвестиций, развитию налогового потенциала территорий и повышению собираемости налогов. Несмотря на тенденцию к формализации распределения финансовой помощи на уровне субъектов Федерации, значительная ее часть по-прежнему распределяется без четких критериев и процедур, что требует дальнейшего развития и законодательного закрепления методологии бюджетного выравнивания в регионах. Установленные федеральным законодательством крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления позволяют перекладывать политическую и финансовую ответственность за сбалансирование территориальных бюджетов и состояние социальной сферы на федеральный центр.

Главными задачами реформирования межбюджетных отношений в РФ на современном этапе являются формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющие органам власти субъектов и местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. Эта система должна обеспечивать экономическую эффективность, бюджетную ответственность, социальную справедливость, политическую консолидацию и территориальную интеграцию.[10]

Для оптимизации системы межбюджетных отношений на региональном уровне необходимо осуществить следующие мероприятия:[9, c.125]

– четко разграничить расходные полномочия между региональным и местным уровнем;

– разграничить доходы между региональным и местным уровнем;

– закрепить на долгосрочной основе единые нормативы отчислений от регулирующих налогов за всеми муниципальными образованиями;

– осуществлять целевое финансирование переданных полномочий (мандатов) через субвенции;

– формализовать процесс распределения финансовой помощи;

– установить четкую последовательность этапов принятия решений;

– использовать единую методику расчета трансфертов, закрепленную региональным законодательством.

Наиболее остро стоит задача оптимизации бюджетных расходов.

На сегодняшний день приходится констатировать неэффективность механизма финансирования значительной части бюджетных расходов, в особенности в части расходов регионального и муниципального уровней. Необходима инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств. Исполнительная и законодательная власти должны осуществить рационализацию расходов бюджета, сократить неэффективные государственные (муниципальные) обязательства и расходы, создать действенную систему управления государственными расходами и сконцентрировать ресурсы бюджета на решении ключевых задач.

Для этого следует:[9, c.127]

– провести полномасштабную инвентаризацию бюджетной сети и проверку финансовой деятельности бюджетополучателей;

– упорядочить систему финансирования бюджетных учреждений;

– установить жесткие, экономически обоснованные лимиты расходов;

– рассчитать минимальные стандарты функционирования расходов.

Важно создать эффективную систему планирования и мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов с помощью качественных и количественных индикаторов – как в отношении бюджетов всех уровней, так и в отношении конкретных бюджетополучателей.

Большое внимание сегодня уделяется проблеме перевода бюджетных учреждений социальной сферы из режима бюджетного содержания на условия нормативного финансирования. Основным тезисом перехода является такой режим выделения финансовых ресурсов, при котором бюджетные средства выделяются строго в расчете на одного человека. Для учреждений здравоохранения таким нормативом затрат должно быть посещение поликлиники и 1 койко-день в стационаре. Причем, величины эти следует определять до начала процесса финансирования.

Комплекс неотложных мер должен быть разработан и реализован в сфере коммунального хозяйства по содержанию, эксплуатации и модернизации основных фондов, оптимизации тарифной политики, упорядочению расчетов, внедрению ресурсосберегающих технологий и оборудования.

Конечной целью указанных мероприятий должны стать поэтапное снижение убыточности предприятий коммунальной сферы, переход к самоокупаемости и увеличению инвестиций в ее развитие.

Четкая зависимость от конечных результатов даст дополнительный стимул к повышению качества предоставляемых услуг. Для решения этой задачи нужна отлаженная система предоставления адресных жилищных субсидий.

В целом бюджетная политика государства должна быть направлена на оптимизацию межбюджетных отношений, эффективность налоговой системы и бюджетных доходов, рациональность бюджетных расходов.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).[12]

На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.[6, c. 156]

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

К сожалению, на протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой, так и не были достигнуты. Трудно назвать другое направление работы всех ветвей власти, где с таким же постоянством срывались бы задания и обязательства, а успехи были бы столь относительны и скромны. Однако есть и положительные сдвиги: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направлениями ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:[10]

– концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

– снижение налоговой нагрузки на экономику;

– упорядочивание государственных обязательств;

– создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Но для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:

– реалистичности, т. е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;

– ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;

– жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;

– увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;

– усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.

1.2 Бюджетная политика в ходе экономического цикла

Основной целью бюджетной политики страны является ликвидация таких социально-экономических явлений как безработица и инфляция. При спаде экономике государством проводится стимулирующая бюджетная политика, которая включает в себя увеличение государственных расходов, или снижение налогов, или и то и другое. Если в начале мы имеем сбалансированный бюджет, то бюджетная политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.[13]

При инфляции, вызванной избыточным спросом, государство проводит сдерживающую бюджетную политику, которая включает в себя уменьшение правительственных расходов, или увеличение налогов, или и то и другое. Бюджетная политика должна двигаться в направлении бюджетного профицита, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.

При наличии бюджетного дефицита его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Существуют два основных метода: займы у населения или выпуск новых денег. Рассмотрим первый метод: если правительство выходит на денежный рынок и размещает там свои займы, то оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос приводит к росту уровня процентной ставки. Таким образом, правительство будет выталкивать некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы. Второй же метод позволяет избежать выталкивания частных инвестиций. И, следовательно, считается, что создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицита.

При наличии бюджетного профицита его дефляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться. Возможно погашение задолженности государства, но, выкупая свои долговые обязательства, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя инвестиции и потребление. С другой стороны, правительство может просто изъять избыточные суммы. Это означает, что правительство приостанавливает любое их дальнейшее использование. И таким образом, эти средства уже не окажут никакого инфляционного воздействия. Именно поэтому считается, что полное изъятие дефицитного бюджетного излишка более сдерживающая мера, нежели использование этих средств для погашения государственного долга.

1.3 Влияние бюджетной политики государства на финансовую политику

Бюджетная политика (фискальная политика) – политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение, подавление инфляционных процессов. Является стержневой частью финансовой политики и составной частью экономической политики государства.

Роль бюджета в развитии национальной экономике неоднозначна на разных периодах истории. При этом достаточно четко выделяются два этапа. В эпоху классического капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечательно. Что в едущих странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18% национального дохода.[13]

Во второй половине XXв. Бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Через бюджет западных государств перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

Основными задачами фискальной политики является:[10]

– Сглаживание колебаний экономического цикла;

– Стабилизация темпов экономического цикла;

– Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

Глава 2. Экономический рост страны

2.1 Экономический рост в России в 2012 году

Многие эксперты прогнозировали замедление экономического роста России в 2012 году, на основании статистических данных по 2011 году, в среднем на 3.5%. Проанализируем как же обстояло дело на самом деле в 2012 г.

В начале 2012 года, когда темпы роста мировой экономики замедлились, а европейская вошла в рецессию, российская экономика демонстрировала стабильные показатели. Однако с началом IV квартала 2012 года эти показатели несколько ухудшились. В тот момент, когда объём ВВП превысил докризисный максимум, российская экономика, вышла на траекторию замедления экономического роста.[15]

I полугодие 2012 года было благополучным для российской экономики. В то время как в Европе экономический рост приостановился, а в других развивающихся странах замедлился, в России продолжился уверенный экономический рост. Основные экономические показатели достигли рекордных отметок или приблизились к ним: профицит счёта текущих операций платёжного баланса оставался высоким, а валютные резервы Центрального банка России пополнились, что помогло укрепить доверие рынков. Отток капитала, который считается одним из слабых мест российской экономики, сократился во II и III кварталах 2012 года с очень высоких значений в предыдущих двух кварталах. В то время как многие европейские страны испытывают серьёзные трудности в связи с высоким уровнем государственного долга и большим дефицитом бюджета, в России уровень государственного долга в процентах к ВВП приблизился к однозначным значениям, а бюджет исполняется с профицитом. Инфляция и уровень безработицы достигли минимальных показателей за последние 20 лет. Поскольку покупательская способность населения выросла, а численность занятых в экономике увеличилась, количество людей, живущих за чертой бедности, в I полугодии 2012 года было минимальным с начала переходного периода.[16]

Во II половине 2012 года экономический рост стал замедляться, а инфляция — расти.[17]

По итогам 2012 года Россия обогнала Германию по ВВП по ППС, став таким образом пятой экономикой мира и крупнейшей среди стран Европы.[22]

По данным Всемирного банка, ВВП России по ППС на душу населения в 2012 году вырос на 4,9 %, составив $23501. По этому показателю Россия заняла 43-е место среди стран мира.

В 2012 году ВВП России увеличился на 3,5 %, инфляция составила 6,6 %.[19] Розничные продажи в 2012 году выросли на 5,9 %, а реальные располагаемые денежные доходы населения — на 4,2 %.[23]

За 2012 год в России открылось свыше 400 новых производств (не считая мелких). Среди них преобладают предприятия пищевой промышленности (молокозаводы, мясомолочные фермы, переработка мяса и рыбы, консервные заводы), предприятия строительной индустрии (цементные заводы, панельное домостроение, производство плитки, панелей, окон и сантехники и др.), а также разнообразные предприятия добывающей, металлургической и автомобильной промышленности. За год появилось и несколько десятков высокотехнологичных производств, связанных с ИТ, телекоммуникациями и приборостроением.[21]

Большинство экспертов уверены в том, что именно плохая институциональная среда выступает сейчас основным ограничителем экономического роста в России. Эффект от институциональных изменений сопоставим или превышает возможные эффекты от мер фискального и монетарного стимулирования.

Плохими институтами объясняются бегство капитала из страны, которое наблюдается с осени 2011 г., а также низкие объемы привлекаемых иностранных инвестиций. Уменьшение чистого оттока капитала с нынешних 4,5% ВВП до нуля повысило бы норму накопления (долю инвестиций в ВВП) на 2 — 4 п. п. (в 2011 г. — 19,4%), что привело бы к ускорению роста инвестиций в реальном выражении. В результате повысились бы как краткосрочная, так и долгосрочная траектории роста ВВП.

2.2 Ключевые факторы экономического роста в России

Экономический рост – это обобщенная характеристика результатов воспроизводственных процессов. Природа экономического роста может быть различной: он может быть как экстенсивным, так и интенсивным.

Экстенсивный экономический рост достигается через количественное увеличение факторов производства при сохранении старой технической основы. Интенсивный тип экономического роста отражает увеличение выпуска продукции и повышение ее качества. Он обуславливается повышением эффективности использования имеющегося производственного потенциала: увеличением удельного выпуска готовой продукции с каждой единицы вовлеченных в производство ресурсов.

Разумеется, на практике экстенсивные и интенсивные факторы не существуют отдельно, а сочетаются друг с другом. Современный тип экономического роста связан с усилением интенсивных факторов. Это требует включения в воспроизводственные процессы экономики принципиально новых технических, технологических и организационно-управленческих решений. Сегодня достижение высоких конечных результатов связано не с увеличением количества ресурсов, используемых в производстве, а с применением фондосберегающих и ресурсосберегающих технологий.

Практически это означает изменение пропорций между добывающими и перерабатывающими отраслями промышленности. Структура производства меняется в пользу выпуска конечной продукции. Одновременно растет значение и удельный вес секторов экономики, обеспечивающих развитие сферы услуг и ускорение научно-технического прогресса. В первую очередь, это химическая, нефтехимическая, радиотехническая и электронная промышленность, отрасль связи.

Однако рост индекса производства – еще не гарантия интенсивного экономического роста. Рост может достигаться за счет количественных факторов – например, максимальной загрузки устаревших производственных мощностей. Очевидно, это увеличивает их износ и приводит к росту издержек на производство продукции – в этом случае мы имеем дело с простым или стагнационным производством.

Ключевым вопросом разработки программ социально-экономического развития субъекта, будь то страна или отдельный регион, является определение возможных сценариев развития реального сектора экономики (в рамках прогнозного периода). При этом необходимо учитывать факторы внешней и внутренней среды, влияющие на реальный сектор экономики.

Внешние факторы – это цены на ресурсы на международных торговых площадках, объемы экспорта продукции и привлекаемых внешних инвестиций. Внутренние факторы – это занятость населения, инфляция, степень развития инфраструктуры, уровень технологического развития и т.д.

Показателем, характеризующим динамику экономического роста, является величина ВВП и темпы его роста (рассчитанные в сопоставимых ценах). ВВП можно рассчитать производственным методом – его величина будет равна разнице между валовым выпуском ресурса и его затратами в промежуточном потреблении. Таким образом, снижение затрат продукции в промежуточном потреблении и рост в конечном потреблении могут свидетельствовать о повышении эффективности использования ресурсов, то есть о расширенном воспроизводстве. Однако эти же факторы могут свидетельствовать об отказе от потребления ресурса в межсекторном взаимодействии – такая ситуация говорит о поэтапном выбытии данного ресурса из воспроизводственных процессов.

Базовый ВВП может быть представлен как набор отраслей, вносящих наибольший вклад в формирование ВВП. Тогда его можно определить как совокупность их ВВП в условиях минимального роста объемов потребления продукции. В рамках этого варианта оценки основной доминантой базового ВВП для РФ будут сектора-производители первичных ресурсов – прежде всего, топливно-энергетический и металлургический комплексы.

Оценка ВВП, сформированного за счет качественных факторов, связана с определенными трудностями: нужно разграничить производство и потребление продукции, выпущенной при помощи “новых” и “старых” технологий. Провал в технологическом обновлении промышленного сектора в РФ привел к доминированию “старых” технологий и росту издержек на выпуск продукции.

Таблица 1. – Структура ВВП РФ 2010-2011 гг.

2011 г.

2010 г.

ВВП – всего

104.3

100

104,3

100

в том числе:

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

116,1

3,4

90,3

3,3

Рыболовство, рыбоводство

113,2

0,2

87,4

0,2

Добыча полезных ископаемых

101,7

9,1

107,1

8,5

Обрабатывающие производства

106,1

13,6

108,3

9,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

100,4

3,2

103,5

3,3

Строительство

104,8

5,6

103,2

5,7

Оптовая и розничная торговля

105,0

16,1

106,3

16,2

Гостиницы и рестораны

104,8

0,8

102,6

0,9

Транспорт и связь

102,9

7,6

104,8

8,3

Финансовая деятельность

103,4

3,5

97,9

3,9

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

102,6

9,9

105,7

10,7

Государственное управление, обеспечение военной безопасности; социальное страхование

102,8

4,9

100,1

5,2

Образование

99,4

2,4

98,1

2,6

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

103,1

3,1

99,7

3,2

Предоставление прочих социальных и персональных услуг

101,0

1,2

93,6

1,3

Чистые налоги на продукты

106,0

15,2

107,8

14,0

2.3 Роль бюджетной политики в экономическом росте России

В бюджетной политике очень важно “прислушиваться” к тенденциям и реалиям рынка и не терять единства целей и задач развития всей экономики. Встроенная в рыночную систему, она формируется с учетом рыночных цен, уровня доходности, финансового и налогового потенциала субъектов рыночного хозяйства. В то же время бюджет является активным инструментом воздействия на участников рынка, на структуру и пропорции рынков товаров и услуг, в целом на баланс спроса и предложения.

Продуманная политика доходов является основой бюджета, его расходной части. Но очень важно не принижать активную роль политики государственных расходов при результативном использовании средств. Функции современного государства не ограничиваются содержанием госаппарата, обеспечением обороноспособности и правопорядка. Поэтому наше государство призвано быть социальным. Социальные расходы на расширенное воспроизводство человеческого капитала создают основы для долгосрочного, устойчивого развития. Не менее важно предусматривать расходы на поддержку экономического роста за счет устранения крупных отраслевых и региональных диспропорций, которые в обозримом периоде не могут быть выправлены саморазвитием рынка.

В бюджетной политике России приоритет отдается расходам на выполнение традиционных и общеадминистративных функций государства по поддержанию общественного порядка.

В условиях рыночной экономики среди целей и задач государства особую значимость приобретает обеспечение сбалансированности экономики и рыночного равновесия. Из мирового опыта известно, что сбалансированность и равновесие могут достигаться как при сбалансированном бюджете, так при его дефиците в пределах 3% ВВП. Искусство экономической и финансовой политики заключается в выборе того или иного варианта в зависимости от конкретных экономических условий. Критериями выбора служат темпы роста ВВП, качество и уровень жизни граждан.

В России, помимо установления режима бездефицитного бюджета, улучшилась другая составляющая финансовой системы – финансовое положение корпораций: 6,7 трлн. руб. прибыли и 1,4 трлн. руб. амортизационных отчислений. В таких условиях увеличиваются возможности для проведения активной бюджетной политики государственных расходов, для частно-государственного партнерства в реализации инновационных и инвестиционных проектов.

На наш взгляд, высокодоходные финансовые активы, акции, корпоративные облигации потенциально увеличивают инвестиционные ресурсы. Однако надо создавать механизмы использования средств Стабфонда на конкретные эффективные инновационные проекты, поскольку покупка указанных активов за счет его средств – это еще не вложения в конкретные инновационные и инвестиционные проекты. Тогда государство будет получать не только дивиденды на свои вложения, но и значительную часть прибыли от модернизации предприятий и производств, а также от создания новых, что будет содействовать расширению доходной базы бюджета.

Административная реформа преследует цель установления жесткой связи между расходами субъектов управления и результатами их деятельности. В связи с расширением горизонта бюджетного планирования до 3 лет можно было бы ожидать, что финансово-экономические и социальные результаты госрасходов, на которые трудно рассчитывать в рамках одного года, обязательно проявятся в трехлетнем периоде.

Необходимы варианты прогнозов, не только различающиеся между собой уровнем цен (это остается важным направлением прогнозирования), но и опирающиеся на разные уровни инвестиционной и инновационной активности, альтернативные механизмы использования Стабилизационного фонда. Речь идет о доходах от нефти и газа, а также о разных сроках погашения внешнего долга с учетом как эффектов от досрочного его погашения, так и альтернативного использования средств на инновационное развитие. Надо повысить качество прогнозирования мировых цен на нефть и газ. С учетом позитивных и негативных оценок роста мировых цен для российской экономики правительство должно иметь четкую позицию по вопросу о том, какой уровень мировых цен отвечает национальным интересам страны, и отстаивать его в международных экономических и финансовых организациях. Мировые цены на нефть и газ – не только инструменты свободного рынка, но и политические инструменты государственного воздействия на предложение и спрос. Наша страна, располагая большими запасами нефти и газа, не должна подыгрывать арабским странам в их стремлении к максимально возможному росту цен. Высокий уровень мировых цен наряду с рядом плюсов имеет и минусы, поскольку инициирует, особенно в России, повышение цен на многие виды продукции, включая группу товаров, влияющую на темпы инфляции.

В качестве примера нового подхода к разработке бюджета можно привести программирование результатов широкого развития информационных технологий путем венчурного финансирования, строительства технопарков. На этой основе будет развиваться новая отрасль экономики – информационные технологии, которая позволит увеличить экспорт программных продуктов с 1 млрд. до 10 млрд. долл. в 2010 г.

Бюджетное прогнозирование должно стать основой разработки текущих и среднесрочных бюджетов. В этой связи разработка федеральных целевых программ, инновационных и инвестиционных программ должна опережать разработку текущего бюджета и больше того – эти программы должны проходить процедуру обсуждения и утверждения в Государственной думе РФ. Такой порядок существенно упростил бы разработку и утверждение текущего бюджета и повысил обоснованность основных показателей бюджета. Сложившаяся практика утверждения этих программ правительством и сроки прохождения обсуждения бюджета в Государственной думе РФ не позволяют законодателям глубоко, с участием экспертов оценить обоснованность расчетов и их народно-хозяйственную значимость.

Уровень бюджетного программирования в нашей стране пока оставляет желать лучшего. Согласно докладам ведущих министров о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, 40% бюджетных расходов распределено по бюджетным целевым программам, но ощутимых результатов они не дают. Программный метод применяется для аргументации необходимости выделения дополнительных бюджетных расходов.

Наибольшее отставание от порогового значения в прошлые годы сложилось по индикаторам доли инновационной продукции и расходам на гражданскую науку, которое рассматривалось как особо опасное. Сроки выхода из опасной зоны по этому индикатору находятся за рамками обозримого перспективного периода. Однако наметился существенный прогресс по доле инновационной продукции. Выход из опасной зоны по этому индикатору возможен в 2012-2013 гг., следовательно, ситуация продолжает оставаться крайне острой. В конечном счете именно эти параметры будут определять степень трансформации российской экономики в инновационную.

С инфляцией, конечно, необходимо бороться, но не ценой обострения угроз экономической безопасности страны в реальной экономике (сдерживание инновационной и инвестиционной активности, диверсификации производства и т. д.) и в социальной сфере (медленное понижение уровня бедности, существенное имущественное расслоение общества, безработица и т. д.). Следует еще раз повторить, что борьба с инфляцией не должна постоянно быть непреодолимым барьером для нормального социально-экономического развития страны.

Анализ бюджетной политики на основе экспертизы бюджета свидетельствует о том, что ее целевым ориентиром должно стать обеспечение устойчивого экономического роста на основе повышения эффективности и результативности государственных расходов, органичного включения федеральных целевых и инвестиционных программ в методологию обоснования основных показателей бюджета. В условиях, когда слабо развит механизм конкуренции и рыночные цены не обеспечивают выравнивания доходности и рентабельности различных секторов экономики, бюджетная политика может сыграть большую роль в обеспечении устойчивого экономического роста.

Заключение

Под бюджетной политикой государства понимается комплекс мероприятий в сфере организации бюджетных отношений, обеспечивающий бюджет страны денежными средствами выполнения своих функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

– концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

– снижение налоговой нагрузки на экономику;

– упорядочивание государственных обязательств;

– создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Бюджетная политика (фискальная политика) – политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение, подавление инфляционных процессов. Является стержневой частью финансовой политики и составной частью экономической политики государства.

Роль бюджета в развитии национальной экономике неоднозначна на разных периодах истории. При этом достаточно четко выделяются два этапа. В эпоху классического капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечательно. Что в едущих странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18% национального дохода.

Большинство экспертов уверены в том, что именно плохая институциональная среда выступает сейчас основным ограничителем экономического роста в России. Эффект от институциональных изменений сопоставим или превышает возможные эффекты от мер фискального и монетарного стимулирования.

Плохими институтами объясняются бегство капитала из страны, которое наблюдается с осени 2011 г., а также низкие объемы привлекаемых иностранных инвестиций. Уменьшение чистого оттока капитала с нынешних 4,5% ВВП до нуля повысило бы норму накопления (долю инвестиций в ВВП) на 2 — 4 п. п. (в 2011 г. — 19,4%), что привело бы к ускорению роста инвестиций в реальном выражении. В результате повысились бы как краткосрочная, так и долгосрочная траектории роста ВВП.

Экономический рост – это обобщенная характеристика результатов воспроизводственных процессов. Природа экономического роста может быть различной: он может быть как экстенсивным, так и интенсивным.

Российская экономика в 2012 г. находилась под влиянием двух основных факторов. С одной стороны, сохранение кризисных тенденций в глобальной хозяйственной системе обусловило высокую волатильность товарных и финансовых рынков и спровоцировало дискуссии о необходимости в очередной раз готовиться к гипотетической «второй волне глобального кризиса». С другой стороны, окончание электорального периода в России поставило перед экономикой страны трудные задачи, связанные с выполнением взятых в предвыборный период обязательств. В результате неопределенность перспективы развития экономики России в 2013 году существенно возросла, а выход на устойчивые темпы экономического роста стал еще более проблематичным.

Не существует однозначного ответа и на вопрос о воздействии различных компонентов госрасходов на рост экономики. В большинстве исследований производительные расходы не влияют на рост отрицательно, а непроизводительные – положительно.

бюджет финансовый экономический рост

Список использованной литературы

1. Агапова Т.А. Расходы федерального бюджета до 2012 г. и экономический рост в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. – 2010. – N 3. – С.70-79.

2. Анисимов С.А. К вопросу о реализации бюджетных принципов // Финансы. – 2002. – N 12. – С.31-33.

3. Анофрикова Е.Э. Субъект Федерации как агент бюджетной политики государства // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. – 2007. – Т.7, вып.2. – С.172-177.

4. Болонин А.Н. Бюджетная и налоговая политика Российской Федерации на современном этапе // Микроэкономика. – 2009. – N 6. – С.9-12.

5. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учеб. Пособие/ Т.М. Ковалёва, С.В. Барулин; под общей ред. Т.М. Ковалёвой – М.: «Кнорус», 2009. – 208с.

6. Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов /под ред. Проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009г. – 245с.

7. Бюджетное устройство в Российской Федерации: Учеб. Пособие под редакцией Сидоровича О.А. – М.: Феникс, 2009г.- 536с.

8. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: Дис, 2012г.

9. Врублевский О.В., Романовский М.В. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов. М.: Юрайт, 2010г.

10. Виницина В.В. Особенности бюджетной системы России // ЭКО. – 2008. – N 1. – С.120-129.

11. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики //Вопросы экономики, 2008г., №4.

12. Горегляд В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики //Экономист. 2009г., №5.

13. Гурвич Е.Т. Российская бюджетная политика на следующее десятилетие. // «Экономический вестник». Издается Всемирным банком совместно с ЦЭФИР, 2008г. №1.

14. Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 2010 году //Вопросы экономики. 2010. №4.

15. Доклад Всемирного банка об экономике России № 28. Октябрь 2012

16. Доклад Всемирного банка об экономике России № 28. Октябрь 2012

17. Доклад Всемирного банка об экономике России № 28. Октябрь 2012

18. Идрисов Г., Синельников-Мурылев С. Бюджетная политика и экономический рост. – «Вопросы экономики», 2013, № 8

19. Ковалева А., Баранникова Н., Богачева В. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2009г.

20. МВФ прогнозирует рост ВВП России в 2013 году на 3,6 %

21. Митина Н.Л. Особенности формирования бюджетов городских округов // Финансы. – 2010. – N 4. – С.20-24.

22. Новые производства России: итоги 2012 года. За прошедший год в России появилось 487 новых производства

23. По данным Всемирного банка

24. Расширенное заседание Правительства. 31 января 2013

25. Рябков А.А. Бюджетный учет заказчика-застройщика: от А до Я // БиНО: Бюджет учреждения. – 2007. – N 11. – С.65-93.

26. Финансовая полтика: Учеб. Пособие/ П.М. Чорба, М.В. Владыка, А.А. Гулько; под общей ред. П.М. Чорбы – М.: Граница, 2010.- 288с.

27. Финансы организаций (предприятий): Учебник/под ред. Гавриловой А.Н. – М.: «Мнорус», 2007г. – 608с.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Дмитрий Лазарев
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.

Ещё статьи