Например, премирование сотрудников на основе системы оценок результатов поможет сотрудникам более добросовестно и ответственно относится к своим обязанностям. Именно мотивация определяет эффективность работы персонала, которая обладает большими возможностями по стимулированию сотрудников, как в материальном, так и в социальном направлении.
Таким образом, для оперативного, а главное, эффективного управления финансовыми ресурсами предприятия, необходима особая технология, в качестве которой можно использовать систему бюджетирования.
Бюджетирование – это инструмент управления фирмой, который представляет полную финансовую информацию, в отражении данных по движению активов, денежных средств, ресурсов и счетов предприятия в удобной для менеджеров форме, а также в предоставлении показателей хозяйственной деятельности предприятия для принятия оперативных и эффективных управленческих решений.
1.3 Проблемы бюджетирования на предприятии
Любая организация может столкнуться с теми или иными проблемами при составлении бюджета. Например, составление грамотной системы бюджетирования, которая сможет обеспечить необходимый рост бизнеса и улучшить качество управления предприятием.
То есть, организации необходимо планировать свою деятельность: успешно решать задачи, стоящие перед ней; достигать цели на каждом этапе своего развития; иметь планы, которые в дальнейшем помогут добиться максимального финансового результата. Необходимо понимать, что внедрение самой системы бюджетирования в свое предприятие несет за собой определенные затраты. И так, бюджетирование заключается в том, что отражает детальную информацию по всем подразделениям организации.
Если предприятие маленькое, то достаточно наличие одного специалиста в данном направлении, но если же предприятие крупное, то здесь необходимо иметь целый отдел бюджетирования. Соответственно, необходимо пригласить новых специалистов.
Таким образом, один специалист или целое структурное подразделение будут нуждаться в помещении, в необходимой технике, в мебели, канцелярских принадлежностях и т.д. На все это организация затрачивает свои финансы. Данный процесс понесет большие расходы, но он необходим. Конечно, можно снизить расходы тем, что сэкономить на оборудовании, уменьшить заработную плату, ввести штрафы за не соответствующее поведение или действия со стороны сотрудников.
Человеческий фактор – одна из острых проблем в бюджетировании. Все люди разные, и когда сотрудника берут на работу, сразу и не догадаешься, какой это человек.
Например, есть интересы компании, и есть интересы сотрудников, которые могут не совпадать по результатам выполнения плановых показателей. Возможно, одному сотруднику выгодно понижать плановые показатели для того, чтобы легко выполнить план и получить вознаграждение.
Но также сотруднику и невыгодно завышать план, потому что, могут возникнуть подозрения у руководства в неправильных плановых показателях и всю работу предстоит выполнить еще раз. Но если же сотрудник выполняет такой план, то руководитель может поставить выше плановые показатели, что для предприятия хорошо, а для сотрудника не выгодно, ведь нужно будет еще больше работать.
Для данной проблемы решением будет в нормативном документе, который должен определять права и обязанности работников бюджетирования, их полномочия, ответственность и меры наказания за несоблюдения их. Сопутствующим будет установление со стороны руководства системы мониторинга. Другая сторона проблемы человеческого фактора составляют различные махинации, а именно воровство и мошенничество.
Так как мы говорим о процессе бюджетирования на предприятии, то здесь данная проблема может выражаться в искажении цен закупок материалов, необходимого количества работников, других расходов. В таких случаях сотрудники в бюджетах специально завышают закупочную цену материалов, а сами затем приобретают их по более низкой цене.
Таким образом, сотрудник неплохо зарабатывает, поделив возникшую разницу с поставщиком, и получает похвалу от руководства за снижение расходов на закупку. Такого рода махинаций довольно сложно отследить, но можно проводить профилактические и контролирующие мероприятия в работе с персоналом или применить официальный письменный документ, который будет отражать отношение компании к мошенническим действиям.
В таком документе должен быть перечень действий при подозрении в махинациях, содержащий пункты, как предприятие должно вести себя при подозрениях на мошенничество, кто и как должен проводить расследования, что предпринимать в отношении «подозреваемого» и как информировать персонал.
Подобные документы дают понять сотрудникам, что предприятие контролирует ситуацию, что мошенничество любым способом будет обнаружено и, что будут приняты серьезные меры. Есть еще одна проблема – это составление бюджетов на основе плановых показателей прошлого периода с определенной корректировкой. Возможно, многие предприятия прибегают к такому действию. Сотрудники таких предприятий уверенны, что никаких изменений прошлого и следующего периода не произойдет.
Такое мнение ошибочное, потому что каждый день меняется внешняя среда, а именно, состояние рынка или технологии, от которых может зависеть компания и т.д. В таком случае необходимо использовать программное обеспечение, которое будет создавать модель деятельности предприятия с учетом факторов внешней и внутренней среды, и позволяющее в короткий срок получать точные и достоверные бюджеты, то есть компьютеризация.
Проблемой многих предприятий является и то, что менеджмент не знает, какие бюджеты нужны своей организации. Бюджет бывает разным, имеет различные виды и формы. Не существуют определенного списка бюджетов для всех компаний или для какой-то конкретной организации. Для каждого предприятия выбор бюджетов является индивидуальным. Для торговых предприятий стоит рассматривать следующие виды бюджетов: