С позиции Р.В. Бисалиева агрессия позиционируется как: « Мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности».
Агрессивность как феномен рассматривается с позиции негативного, деструктивного поведения индивида, влияющего на его возможность объективно воспринимать объективную реальность, а также в определенной степени имеет разрушительный характер для общества, других индивидов, попадающих в рамки взаимодействия с теми, у кого выражено агрессивное поведение.
Связь агрессии и буллинга проявляется в том, что буллинг определяет фактическое проявление подростками негативное отношения к другим подросткам, что выражается в унижении, оскорблении и т.д.
В исследованиях многих авторов основными причинами проявления буллинга подростками как явления агрессии являются:
•Семья и семейное воспитание. Именно в рамках семейного воспитания у подростков формируются основы поведения, поэтому, если кто–то из членов семьи проявляет агрессию, то школьники могут взять такое поведение за норму, что и приводит к дальнейшему развитию деструкции в поведении школьников.
•Насилие по отношению к личности подростка. Насилие может выражаться не только в физическом воздействии, но и в словесном. Зачастую школьники средних классов в силу своего возраста не могут воспринимать критику со стороны окружающих, что приводит к проявлению буллинга по отношению к более слабым..
Обратим внимание на факторы, способствующие формированию агрессивного поведения у школьников средних классов, приводящие к проявлению подростками буллинга:
1)социальные факторы (фрустрация, вербальное и физическое нападение, характеристики жертвы, подстрекательство со стороны окружающих, установки, предрассудки и система ценностей значимых для детей взрослых), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух);
2) ситуационные (плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания);
3) индивидуальные, или личные (подсознательное ожидание опасности, неуверенность в собственной безопасности, при обретенный отрицательный опыт, эмоциональная нестабильность, недовольство собой, повышенная раздражительность, чувство вины);
4) биологические причины (сходство генов, содержание тестостерона, реактивность симпатической нервной системы), которые влияют на проявление агрессивного поведения детей.
Различают ряд мотивов агрессивного поведения, приводящие к буллингу:
Мотивы патологические – это психозы, бред, галлюцинации и прочее. Они являются следствием психических отклонений, заболеваний.
Мотивы враждебные – эмоциональный срыв, ярость, ненависть, гнев.
Мотивы гедонистические – здесь агрессия является инструментом получения удовольствия.
Мотивы авторитарные (жажда власти) – школьник, проявляющий агрессию авторитарную, стремится любой ценой доминировать над другими людьми.
Мотивы отрицания – агрессия как способ нарушить установленные нормы и правила.
Мотивы психической саморегуляции – с помощью агрессии ребенок пытается уравновесить свое эмоциональное состояние.
По направленности агрессивное поведение бывает двух типов:
– гетероагрессия;
– аутоагрессия.
Первый из названных типов направлен на тех, кто окружает школьника. Это может быть употребление ненормативной лексики или даже убийства. Аутоагрессия, как понятно из названия, это поведение, направленное на себя. Сюда относится саморазрушающее поведение и самоуничижение, крайней формой такого поведения является самоубийство.
Буллинг, как явление подростковой агрессии в школе
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.