Следовательно, анализ формирует информационную базу для дальнейшего принятия внешними и внутренними пользователями экономически обоснованных решений. Поскольку отчетность по сегментам стоит на грани управленческой и финансовой отчетности, по своему содержанию она удовлетворяет потребности двух групп пользователей внутренних и внешних. С одной стороны, отчетность по сегментам является частью управленческой (внутренней) отчетности, пользователи которой – управленческий персонал и члены правления предприятия. С другой — это часть пакета финансовой отчетности предприятия, которая является общедоступной. Среди пользователей которой могут быть инвесторы, потребители и поставщики, финансовые институты, аудиторы и т.д. Таким образом, данные отчетности по сегментам предоставляют возможность различным группам пользователей осуществлять более четкий анализ деятельности предприятия [19]. Исследуем преимущества и недостатки составления отчетности по сегментам. Различные группы пользователей имеют разные цели. Например, правительство страны, в которой находится часть предприятия (отчетный сегмент по географическому признаку), будет заинтересовано в эффективности только его функционирования, а не всего предприятия.
Пользователи, поставщики и кредиторы заинтересованы в деятельности того дочернего предприятия, с которым у них сформированы контрактные обязательства. Информация об отчетных сегментах не всегда сформирована таким образом, для того чтобы удовлетворить все без исключения информационные потребности, однако ее наличие может значительным образом помочь в этом, поскольку деление предприятия на объекты управления или сегменты, является сегодня одним из приемов качественного управления современным субъектом хозяйствования [20]. Для понимания сущности сегментной отчетности необходимо разобрать два ключевых понятия «сегмент» и «центр ответственности». В рамках работы были проанализированы различные определения сущности термина «сегмент». Следует отметить, что большинство из них схожи, хотя и имеют некоторые отличительные черты. Так, одни ученые (Ray.H. Garrison) в рамках исследования рассматривают сегментацию учетной информации, акцентируя внимание на учете с целью управления и управленческой отчетности. Другие А.Г. Заднепровский, Л. Ивченко, В. Ходзицкий, рассматривают данное понятие с точки зрения комплексных исследований. Стоит заметить, что рассмотрение понятия «сегмент» такими исследователями, как А. Апчерч, Р.Х. Гаррисон и М.А. Вахрушина, отождествляется с понятием «центр ответственности». Поэтому был проведен анализ экономической литературы по определению сущности данного терминологического понятия. Многими авторами сегментная отчетность характеризуется как стратегическая, поскольку она позволяет организации решать следующие важные задачи [21]:
1) получить обоснованные стратегические управленческие решения на основании достоверной информации;
2) осуществить финансовый анализ, моделирование, прогнозирование по всем сегментам бизнеса и организации в целом;
3) представить информацию об итоговых результатах деятельности отдельных сегментов бизнеса в необходимых для анализа разрезах. Внутренняя (управленческая) отчетность по сегментам предназначена для удовлетворения интересов всего спектра заинтересованных внутренних пользователей (руководителя, собственника, менеджеров и сотрудников) в оперативной, достоверной и полной информации в разрезе сегментов предприятия с целью применения данных для принятия своевременных и эффективных управленческих решений. Такая отчетность составляет коммерческую тайну субъекта хозяйствования и не подлежит обнародованию, поскольку ее содержание, вид и форма, а также сроки представления регламентируются внутренними распорядительными документами конкретно взятого предприятия в зависимости от особенностей и специфики его деятельности, индивидуальных требований и потребностей пользователей сегментной отчетности.
Цель отчетности по сегментам — обеспечение пользователей информацией, характеризующий специфику деятельности отчетных сегментов и их финансовые результаты для принятия обоснованных решений по сегментам деятельности и предприятия в целом. Задача отчетности по сегментам [22]:
1) оценка основных направлений деятельности предприятия на основе экономического анализа показателей (доходы, расходы, прибыль, активы, обязательства и т.п.) в разрезе отчетных сегментов;
2) оценка результатов деятельности и эффективности использования активов отчетными сегментами на основе анализа показателей рентабельности, ликвидности, оборачиваемости и т.д.;
3) оценка рисков, перспектив развития и прогнозирования результатов деятельности отдельных сегментов и предприятия в целом;
4) обоснование решений менеджмента предприятия по отдельным отчетным сегментам или предприятия в целом. Порядок формирования отчетности по сегментам:
1) определение в соответствии с действующим законодательством отчетных сегментов предприятия;
2) проверка количественных пороговых значений определения сегментов отчетными;
3) формирование перечня финансовых и нефинансовых показателей, которые будут раскрывать информацию о деятельности отчетных сегментов предприятия;
4) формирование информации в разрезе деятельности отчетных сегментов предприятия (формирование аналитического учета на основе разработанного на предприятии рабочего плана счетов, формирование регистров учета и трансформационных таблиц) для формирования отчетности по сегментам. Основные функции отчетности по сегментам представлены на рисунке 2.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность и МСФО
- Кирилл Самсонов
- Бухгалтерский учет и аудит
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Кирилл Самсонов
Работаю преподавателем пять лет. Окончил ГИЭФПТ, экономический факультет В вузе преподаю бухгалтерский учет и аудит. В свободное врем подрабатываю на сайте «Диплом777». Беру в работу курсовые и дипломные работы, изредка решаю контрольные и пишу рефераты.