Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Буддизм и государственное устройство

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Как отмечает Н.М. Ракитянский, идеология буддизма, благодаря своему рационализму, фактически заменила традиционный брахманизм в древнеиндийском обществе. В древнеиндийском обществе брахман был тождественен атману, то есть индивидуальная субстанция приравнивалась к субстанции духовно-космической. Идеология брахманизма базировалось на том, что высшая духовная субстанция существует вечно, а душа (индивид) – это лишь временное воплощение высшей духовной субстанции. Индуизм понимал под освобождением отождествление индивидуального «Я» с высшей космической субстанцией.
Это положение индуизма подвергается критике в буддийской религиозной мысли. Будда выдвигает принцип духкха, который был впоследствии конкретизирован в Учении о четырех благородных истинах, которые составляют самый центр, ядро буддийской религиозной мысли.
Первый постулат буддийской доктрины говорит о всеобщности страдания как основе существования индивида. Принцип духкха (страдания) в буддийской религиозной мысли понимается максимально широко, он не ограничивается только эмоциональной сферой деятельности человека. То что жизнь человека постоянно подвергается изменениям и есть своего рода страдания. В соответствии с Первой Благородной Истине факт рождения человека уже говорит о включенности его в сансару (круговорот рождений). Сансара строится на основе причинно-следственной связи, так как любое действие индивида ведет к обретению нового рождения.
Второй постулат буддийской доктрины (Вторая Благородная Истина) говорит о причинах существования сансары. И такой причиной служит жажда, то есть желание к приобретению чувственного опыта.
Третий постулат – это «истина прекращения страдания» (ниродха). Ниродха представляет собой частичное состояние нирваны, то есть состояния сознания человека, когда сняты все аффекты и не осталось никакого неведенья (авидья). Ниродха в буддизме понимается через диалектику, так как исчезают условия, которые обуславливают страдание, а, с другой стороны, уходит цепь взаимообуславливающих мотиваций.
Наконец, Четвертая Благородная Истина (четвертый постулат) – это «истина пути» или «восьмеричный благородный путь», который синтезирует в себе все аспекты буддийской религиозной мысли: шила (добродетельное поведение), когнитивную сферу (праджня) и сферу буддийской йогической психотехники (самадхи).
Как было сказано выше, постулаты и доктрины, включая Четыре Благородные Истины, признаются всеми школами буддизма, которых в настоящее время насчитывается 18, а различие между школами заключается в интерпретации и толковании отдельных доктрин и постулатов буддизма.
Именно за счет буддийской установки на достижение нирваны сформировалось особенное отношение буддизма к политико-правовым институтам. В буддийской философии политико-правовые институты расцениваются как части цепи земных страданий. В буддийском каноне IV-III вв. до н.э. «Стезе законов» («Дхаммападе») дается новая установка относительно брахманов – «Я не называю брахманом человека только за его рождение или за его мать». Для буддистов характерен рационалистический подход к политико-правовой мысли и построению государственных институтов. Для буддиста дхарма – это естественный закон, который управляет всем миром, а для разумного поведения человека необходимо чтобы люди знали и изучали этот закон. Трактование дхармы как фундамента мировоззрения раннего буддизма связано с идеями гуманизма, доброго отношения к людям, непротивлению злу насилием. Как утверждается в Дхаммападе, в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но может быть прекращена отсутствием ненависти.
В буддийской мысли в противовес брахманизму проявляется тенденция к ограничению наказания, в Дхаммападе говорится о недопустимости наказания без вины, а восхваление дхаммы – это суть восхваления законности.
Рост сторонников буддизма привел к тому, что позиции буддизма укреплялись уже за счет государственных институтов. Идеи буддизма стали оказывать влияние на государственную политику.
В период правления Ашоки (268-232 гг. до н.э.), который объединил всю Индию, буддизм становится государственной религией и начинает распространяться по всей юго-восточной Азии. Сам Ашока не сразу принял буддизм, он занимался с детства с учеными разных школ, в уже юношеском возрасте Ашока посетил буддийскую общину и стал упасака (последователь Будды).
Сложность с признанием того факта, что буддизм стал государственной религией, заключается в том, что Ашока прославлял не только буддизм, но и веротерпимость. В Наскальном эдикте царя Ашоки (памятнике материальной культуры, дошедшего до нашего времени и датируемого 265 г. до н.э.) говорится о том, что тот, кто восхваляет только свою религию и порочит другие – в конечном счете порочит свою религию. Поэтому полезно открывать путь к дискурсу, уважать чужие точки зрения и доктрины. Ашока выступал за объединение различных школ буддизма.
Таким образом, Ашока стал первым царём Индии, который понял важность буддизма в деле укрепления государства и приложил значительные усилия для распространения буддизма В период правления Ашоки прошел Третий буддийский собор (около 250 г. до н.э.), целью которого было избавление от фиктивных монахов (которые неправильно понимали учение Будды и искажали его смысл). После проведения собора была составлена Катхаваттху, одна из семи книг, входящих Абхидхамма-питаки, которая в свою очередь является частью Палийского канона (Трипитака). В Катхаваттху собраны все утверждения по спорным вопросам буддизма, которые были значимыми на тот период времени.

Виктория Нестерова
Виктория Нестерова
Окончила КФУ, факультет социально-философских наук и массовых коммуникаций. По специальности работаю 10 лет, написала 5 научных статей и работаю над созданием монографии. Поскольку на основной работе я занята не все 5 дней, в свободное время подрабатываю на этом сайте. Помогаю студентам в написании дипломных, курсовых и других аттестационных работ. люблю работу за то, что могу делиться знаниями и просвещать студентов по дисциплине «Религия и мифология».
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜