В последнее время во многих странах мира стала активно применяться антикоррупционная экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов. Данная законотворческая экспертиза, по существу, является разновидностью правовой экспертизы и проводится юристами. Она основана на идее о том, что главной причиной коррупции являются неограниченные дискреционные полномочия государственных органов и их должностных лиц. Выявляемые в процессе проведения этой экспертизы на основе формально-сопоставительного анализа коррупциогенные факторы носят преимущественно логико-лингвистический и системно-правовой характер.
В научной литературе эту экспертизу предлагается называть антикоррупционной юридико-лингвистической экспертизой нормативных правовых актов и их проектов, что более точно соответствует сущности данной экспертизы.
В официальных методиках проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, коррупциогенные факторы разделены на три группы:
1) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;
2) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
3) факторы системного характера.
К сожалению, в данных методиках отсутствует группа коррупциогенных факторов экономического характера. Как справедливо отмечается в литературе, современные официальные методики антикоррупционной экспертизы законопроектов основаны на позитивистской парадигме правопонимания и, соответственно, сконцентрированы на анализе формально-юридической стороны проектов нормативных актов, не учитывают многообразия коррупциогенных факторов и не позволяют давать прогнозов эффективности проектов нормативных актов.
В отличие от официально утвержденных перечней коррупциогенных факторов, в научной литературе предложены более полные и подробные перечни данных факторов. Так, в перечне, подготовленном Э.В. Талапиной, значится большее число коррупциогенных факторов, среди которых есть и два фактора экономического характера: нарушение баланса интересов; отсутствие конкурсных (аукционных) процедур.
На наш взгляд, есть все основания для выделения экономической антикоррупционной экспертизы законопроектов в качестве самостоятельного вида экономической экспертизы в законотворчестве.
Отметим в постановочном плане следующие аргументы в пользу такого вывода.
Во-первых, целью рассматриваемой законотворческой экспертизы является диагностика в проектах законов коррупциогенных факторов экономического характера. Как представляется, под последними следует понимать положения проектов законов, нарушающих баланс общественных и частных экономических интересов в регулировании определенных экономических отношений и способствующих необоснованной реализации отдельными субъектами экономической деятельности материальных, социальных и административных преференций. Не претендуя на полноту анализа и его бесспорность, предлагаем отнести к числу законотворческих коррупциогенных факторов экономического характера следующие возможные негативные свойства (дефекты или недостатки) законопроектов:
1) отсутствие конкурсного или аукционного способов доступа к ресурсам;
2) нарушение баланса прав и обязанностей субъектов экономических отношений;
3) создание необоснованных привилегий или ограничений для отдельных субъектов экономических отношений;
4) наделение хозяйствующего субъекта государственными (публичными) функциями (например, ГК «Росатом»);
5) наделение одного и того же органа (организации) полномочием принятия правил выполнения определенной функции и полномочием осуществления данной функции;
6) наделение одного и того же органа (организации) полномочием осуществления определенной функции и полномочием контроля за осуществлением данной функции;
7) подмена государственного нормативного регулирования экономической деятельности индивидуальным регулированием.
Во-вторых, предметом рассматриваемой экспертизы является оценка качества выражения в законопроекте баланса общественных и частных экономических интересов различных акторов как потенциальных субъектов проектируемых экономических и правовых отношений в реализации ими определенных материальных и социальных преференций.
Подведем итог по первой главе: в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением понятия и признаками коррупции в макроэкономике, исследованы виды и формы проявления коррупции, а также выявлена специфика антикоррупционной экспертизы, как средства противодействия коррупции.
Борьба с коррупцией:роль и значение права.
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.