Богостроительство и богоискательство в русской общественной мысли конца 19 и начала 20 века - курсовая работа готовая

Курсовая работа на тему Богостроительство и богоискательство в русской общественной мысли конца 19 и начала 20 века

Он отмечает следующее: «Безусловность, так же как и другие сходные понятия: бесконечность, абсолютность, – имеет два значения: отрицательное и положительное. Отрицательная безусловность, несомненно принадлежащая человеческой личности, состоит в способности переступать за всякое конечное, ограниченное содержание, в способности не останавливаться на нем, не удовлетворяться им, а требовать большего».
В.С. Соловьев утверждает, что если человек не удовлетворяется неким конечным условным содержанием, то тем самым человек показывает свою свободу от всякого внутреннего ограничения, заявляет о своей отрицательной безусловности, которая составляет залог бесконечности развития.
В.С. Соловьев указывает на то, что современное сознание пребывает в противоречии. То есть, с одной стороны современному человеку свойственно осознавать себя в качестве внутренне свободного, понимать свою высоту относительно любого другого внешнего начала, ощущать себя центром мироздания, с другой – человек все же осознает себя в качестве бесконечно малой и исчезающей точки на мировой окружности.
В третьем чтении В.С. Соловьев говорит о том, что человеческое Я осознает свое превосходство над данной природой и природными богами. Впервые данное сознание системно выразила индийская теософия и философия
В шестом чтении В.С. Соловьев обращается к отношению Бога как субъекта, или сущего, к божественному содержанию, сущности. Он предпринимает попытку психологического объяснения данного отношения. В.С. Соловьев говорит о том, что в пророческом сознании впервые происходит соединение субъективного чисто личного элемента ветхозаветного Ягвэ (Сущего) с объективной идеей универсальной божественной сущности.
Однако для наполнения и определения всего сознания человека, данную идею необходимо сделать предметом мысли.
В седьмом чтении В.С. Соловьев касается вопроса о Боге как целом (конкретном) существе.
Говорит философ и о Богочеловеке (мессии), «в нём же обитает вся полнота Божества телесно». Христос является словом и мудростью (Логос и София). Наконец, важное место здесь занимает рассуждение о божественном или небесном мире, его основных сферах.
В восьмом чтении человек предстает в качестве конца божественного и начала природного мира. Соловьев затрагивает вопросы о половой двойственности, человеке и человечестве, проблеме грехопадения.
Человек в философии Соловьева является выразителем ведущей тенденции природы и его единение с Богом в процессе постоянного одухотворения создаст Богочеловечество.
Посредством внутреннего усвоения и развития божественного начала происходит образование исторического процесса человечества.
Происходит смена космоэволюционного процесса на эволюцию истории. Как вершина эволюции, человек достигает состояния совершенного одухотворения, отсюда человечество способно к преодолению сначала разорванности в своем собственном существовании, а затем соединению с абсолютно-сущим, с Богом. Этот процесс, по Соловьеву, является Богочеловечеством.
Человеческую личность Соловьев характеризует как «личность есть…и не личность человеческая вообще, не отвлеченное понятие, а действительное живое лицо, каждый отдельный человек имеет безусловное, божественное значение».
Итак, личность, по Соловьеву, обладает безусловным характером, но эта безусловность двоякого рода – положительная и отрицательная. Положительная состоит в том, что человеческая воля, разум познание способны, в сущности, к притушению границ. Русский мыслитель исходил из того, что соответствующая ступень телесной организации человека является окончательной и достаточной для того, чтобы она явилась основой для перехода в высшие сферы бытия. Свидетельством этому, по Соловьеву, является воплощение Иисуса Христа в человеческой телесности и его явление ученикам.
Важнейшая мысль В.С. Соловьева заключается в том, что человечество вечно. Согласно его позиции, «необходимое осуществление и вместилище первого – организм всечеловеческий, как вечное тело Божие и вечная душа мира».
Что касается проблемы свободы, то В.С. Соловьев говорит о том, что если мы будем рассматривать человека «как безусловно определенного божественным произволом и потому по отношению к Богу безусловно страдательного», то в этом случае у нас не остается места для человеческой свободы. При этом «действительное бытие природного мира есть недолжное или ненормальное», поскольку оно противопоставляется божественному. В изначальном, догреховном состоянии (то есть в божественном Логосе) «все существа образуют один божественный мир».
В девятом чтении В.С. Соловьев обращается к объяснению главных форм и элементов природного мира, понятиям пространства и времени, вещества и движения, трем силам мирового процесса. Особое внимание следует обратить на проблему идеального созерцания. Как отмечает философ, в свете идеального созерцания «мы не чувствуем и не утверждаем себя в своей отдельности: здесь погасает мучительный огонь личной воли, и мы сознаем свое существенное единство со всем другим».
Что касается зла и страдания, то им присуще внутреннее, субъективное значение, их существование осуществляется в нас, для нас. Таким образом, страдание, составляющее один из характеристических признаков природного бытия, является лишь необходимым следствием нравственного зла. Согласно концепции Соловьева, действительное бытие природного мира является недолжным или ненормальным, поскольку есть его противопоставленность бытию мира божественного (это есть безусловная норма).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема богостроительства и богоискательства для философов рубежа веков – это сугубо индивидуальная проблема человека. Человек обретает Бога внутри себя, это обретение происходит посредством внутреннего саморазвития, раскрытия творческого потенциала (создание себя как существа творящего), богоискательство – это искоренение внутри себя любых проявлений нравственного зла.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Людмила Филатова
Людмила Филатова
Я училась в ЛГУ имени А. С. Пушкина на филологическом факультете. Сейчас преподаю в университете литературу. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором курсовых и дипломных работ по поему направлению. За время преподавания я написала 16 научных статей, поэтому с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. На сайте «Диплом777» зарегистрирована уже три года, и часто уровень заработка превышает основной уровень дохода, чему я безмерно рада.

Ещё статьи