К концу советского периода начали появляться первые признаки освобождения международной деятельности Русской Церкви от жесткого контроля государственных структур. В 1987 в состав советской делегации, сопровождавшей генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева во время его поездки в США, были включены представители Церкви, и в послании, подписанном в ходе визита митрополитом Минским Филаретом и генеральным секретарем Национального Совета Церквей Христа в США впервые содержалась критика правительства СССР и делалась попытка размежевания политики и роли Церкви и государства. Так начиналась новая страница в деятельности Московского Патриархата на международной арене.
Приход к власти Хрущева не только не ослабил давление на РПУ, но наоборот, ознаменовал новую волну террора. Именно Никите Сергеевичу принадлежит знаменитое обещание показать по телевизору последнего попа, ведь он к 1980 году обещал выстроить в СССР чистый коммунистический режим. Единственное отличие хрущевских гонений от сталинских, было в отсутствии крови, поскольку Никита Сергеевич выбрал экономические и пропагандистские методы борьбы.
Поворотным моментом в положении религии и верующих в СССР стал 1987. Нарастание всестороннего кризиса советского общества, экономические трудности стали причиной попыток расширить массовую поддержку руководства страны, в том числе, за счет верующих.
Определенная демократизация политической системы, широкое освещение в печати репрессий 1930-х-1950-х, от которых тяжело пострадала Церковь, озабоченность широких общественных кругов проблемой духовного оздоровления народа создали обстановку, в которой для Московского Патриархата открылись новые возможности. Ситуация начала меняться после январского 1987 пленума ЦК КПСС по вопросам перестройки и кадровой политики, который принял решения о демократизации общества и реформировании коммунистической партии.
В период перестройки конца 1980-х начался процесс постепенного оздоровления Русской Церкви, приобретения самостоятельности, освобождения из-под жесткого контроля различных органов советского государства. Он шел параллельно с «религиозным возрождением», бурным ростом числа верующих в стране. За пять лет – в 1985-1990 открылось 3402 прихода (рост на 49 %) и 40 монастырей (их число достигло 57) Ко времени распада СССР осенью 1991 в 93 епархиях Московского Патриархата действовало более 12 тыс. приходов, богослужения в них совершали около 10 тыс. священнослужителей.
Заметным событием церковной и общественной жизни стало принятие в 1997 закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» с учетом пожеланий священноначалия Московского Патриархата. В преамбуле закона признается историческая роль Православной Церкви в судьбе России.
Таким образом, в ХХ веке господство государства над церковью и строжайший контроль за всей ее деятельностью осуществлялись органами государства и госбезопасности, а также коммунистической партии, ибо церковь на протяжении многих лет рассматривалась как классовый враг трудящихся со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до массовых репрессий против всех слоев духовенства. На современном этапе своей деятельности, начавшемся в годы так называемой «перестройки», Русская православная церковь впервые получила такие неограниченные права и возможности, о каких не могло быть и речи в предшествующие этапы.
Богослужебные традиции и обычаи 20 века в Русской Православной Церкви
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.