СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Выбор и обоснование техники работы
1.1 Общие сведения о бисере
1.2 Историческая справка
1.3 Техники бисероплетения
2. Выбор и описание эскиза работы
2.1 Требования к эскизам для бисероплетения
2.2 Описание представленных эскизов
3. Выбор и подготовка материалов и инструментов
3.1 Материалы для бисероплетения
3.2 Инструменты и приспособления для бисероплетения
4. Расчет конструкции построение чертежа, эскиза, схемы, объекта труда
5. Технология изготовления ромашки из бисера
Выводы
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Эстетическое воспитание школьников имеет свои задачи и особенности. Оно направлено на формирование целостной личности, охватывает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентационную сферы и, воздействуя на эмоции, чувства, мысли и поступки человека, формирует в нем отношение к окружающему миру, самому себе, способность воспринимать и созидать прекрасное.
Декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.
Понятие «декоративно-прикладное творчество» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.
Бисероплетение — самый очаровательный вид искусства. Если есть желание, то можно сотворить чудо! Ведь для того чтобы плести вещи из бисера, в отличие от многих других видов рукоделия, требуется совсем немного инструментов и материалов. Зато надо обладать такими качествами, как трудолюбие, усидчивость, терпение и фантазия.
Родиной бисера считается Древний Египет. Там из непрозрачного стекла ещё 4000 лет назад изготавливали крупные бусы. Научившись делать стекло, египтяне стали изготавливать «фальшивый жемчуг». Непрозрачное стекло, которое для этого использовали, по-арабски называлось бусра или бусер. Отсюда и название — «бисер».
В наши дни наибольшее применение получил чешский и японский бисер, как наиболее качественные.
Бисер вновь вошел в моду, он популярен, он поднялся из полузабытья, и, надеемся, прочно займет свое место в ряду с другими видами декоративно-прикладного искусства.
Мы снова можем наблюдать его использование ведущими Кутюрье всего мира. Очень модными вновь стали браслеты, колье, кулоны из бисера, пояса и ремешки, шапки и галстуки, сумки и разнообразные сувениры.
А вот кто и когда создал первые цветы из бисера? Что вдохновило этого человека на данную работу? О происхождении данного вида рукоделия известно очень мало. Документальные подтверждения довольно скудные, рассказы о нем поверхностные и зачастую противоречивые.
На протяжении истории бисероплетение цветов то входило в моду, то выходило из нее, переживало взлеты и падения популярности. Причины этих явлений не представляются мне важными. История рукоделия, какой бы достоверной или вымышленной она ни была, не так значительна, как удовольствие, которое доставляют бисерные цветы.
Создавать цветы из бисера совсем нетрудно и чрезвычайно увлекательно. Они сверкают всеми красками живой природы — прекрасному саду в миниатюре недостает только запаха! Эти маленькие шедевры вы сможете подарить своим друзьям или хранить среди самых дорогих сердцу реликвий вашего дома.
Бисерные цветы — это очень красиво, для них всегда найдётся место в интерьере!
Целью курсовой работы является обобщение, углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, а также развитие навыков самостоятельной творческой работы путем изготовления цветов из бисера.
Для достижения поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи: бисер эскиз материал
— выбрать и спроектировать изделие;
— подобрать материалы, инструменты и приспособления для выполнения цветка из бисера;
— разработать эскиз, схему бисерного цветка;
— составить технологическую последовательность на изготовление изделия;
— выполнить в материале ромашку из бисера.
1. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНИКИ РАБОТЫ
1.1 Общие сведения о бисере
Как только не называют бисер — волшебный, загадочный, чарующий и даже — живой. Ведь Бисер путешествовал по векам, странам и сословиям. Изделия из него могут поведать о том, как люди жили в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки. Бусинки не только сохраняют прошлое, они меняются и развиваются вместе с человечеством.
Возможности этого материала поистине безграничны! Им можно дополнять вышивки, вязаные изделия, макраме, украшать одежду, обувь, сумочки и пояса, низать из него изысканные браслеты, ожерелья и жгуты, оригинальные сувениры для близких и любимых. Бисер нам дарит прекрасные возможности для декоративно-прикладного творчества.
Работа с бисером — увлекательнейшее занятие, которое можно быстро и легко освоить. Для достижения определенных успехов в этом виде творчества требуется не только владение конкретными техническими приемами, но и знание основ композиции и цветоведения.
Цветовая гамма бисера отличается разнообразием и насчитывает более 200 оттенков — от ярких до пастельных. В настоящее время используют массу эффектов для придания бисеру неповторимых оттенков и блеска. Его изготавливают матовым (без блеска), с перламутровым блеском, с металлическим блеском и т.д. По эффектам дополнительного окрашивания выделяют бисер, покрашенный изнутри цветной краской и бисер, окрашенный с наружной поверхности. Таким образом, сочетание вышеперечисленных особенностей друг с другом придает бисеру многообразие цветовой гаммы и формы.
В переводе с арабского — «buser» обозначает зернышко из стекла. На самом же деле по внешнему виду это очень разнообразный материал. Он бывает разных размеров и формы. По составу бисерины могут быть изготовлены из любого материала. Наиболее распространен бисер из стекла, пластика и камня, однако бисер также делают из из кости, рогов, бивней, металла, ракушек, жемчужин, кораллов, драгоценных камней, резины, синтетических материалов, дерева, керамики, волокна, бумаги, зерен персидской сирени и других растений. Самым качественным принято считать бисер из стекла, именно поэтому, он сегодня самый дорогой.
Международных и даже национальных стандартов или каких-то спецификаций в этой области не существует, а поэтому к объяснению терминов в самых различных источниках следует относиться критически. Чтобы получить представление о том или ином виде бисера и его размерах, следует внимательно прочитать информацию соответствующего производителя бисера. Приведенная ниже классификация (см. табл. 1.1) — условна. Существуют и другие виды деления (например, чешская классификация).
Таблица 1.1
Классификация бисера
Наименование изделия |
Техническая характеристика |
Внешний вид |
|
2 |
3 |
4 |
|
Бисер |
Маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку или проволоку. Они могут быть размером менее миллиметра, а могут быть диаметром более сантиметра или даже нескольких сантиметров. |
||
Стеклярус |
Разновидность бисера от 4 до 35 мм, представляет вытянутые трубочки с отверстием для нанизывания. |
||
Рубка |
Модификация бисера, представляет короткие трубочки от 2 до 4 мм с отверстием для нанизывания. Если стеклянные трубочки разбиваются под углом — получается «косая рубка». |
||
Бисер Граненый или Шарлотка |
Круглый бисер с одной шлифованной гранью. Это особый вид бисера с очень высокой светопреломляющей способностью, в результате чего сверкающий как бриллиант. |
1.2 Историческая справка
Бисероплетение — удивительное искусство, сродни музыке. Бисер позволяет воплотить самые интересные идеи: его можно превращать в красивые бусы, браслеты, кольца, подвески, броши и т.д.
У искусства бисероплетения — долгая история, охватывающая целые тысячелетия и разные континенты. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками. В качестве украшений использовались такие природные материалы, как ракушки, когти и кости различных животных. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины.
И наконец, около 4-го тысячелетия до нашей эры было изобретено стеклоделие. Существует легенда об этом важном для человечества событии. В ней рассказывается о том, что финикийские купцы, возвращаясь на корабле из Африки с грузом соды, заночевали на песчаном берегу. Для приготовления пищи и защиты от ночного холода им был необходим костер. Не найдя подходящих камней, они выложили очаг из привезенной с собой соды и разожгли большой костер. Поели и расположились вокруг него на ночной отдых. Утром, разгребая золу, они обнаружили в кострище слиток необыкновенного вещества. Оно было твердым, как камень, прозрачным, как вода, и горело огнем на солнце.
С этого времени началась история стеклоделия. У человечества появилась стеклянная посуда и, конечно, стеклянные бусы. Древнейшая бусинка была найдена при раскопках города Фивы. Шли века, совершенствовались технологии, бусинки становились все меньше и меньше по размеру. Так на свете появились маленькие бусинки, получившие название «бисер».
Бисероплетение развивалось в соответствии с веяниями моды, развитием и созданием самого бисера, а также прогрессом в обществе. Разработка новых технологий тут же отражалась на бисере: появлялись новые формы, цвета, новые отделки и т.д. Принято считать, что первыми варить стекло стали египтяне. Они делали из него ожерелья, расшивали им платья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя.
Среди основных центров стеклоделия выделяется Венеция, которая после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров. В 10-12 веках здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы.
С 13 века стекольная промышленность Венеции интенсивно развивается. В 1291 г. с целью предохранения Венеции от пожаров издали указ о перенесении всех стекольных заводов из города на остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды, зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. В эпоху Возрождения венецианский остров Мурано (Италия) стал «столицей» бусин и бисера, а вместе с тем и торговли этими предметами. В Неаполе веками обрабатывались кораллы. На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.
Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки.
Вначале бисер использовался в основном для вышивки или простого нанизывания, но впоследствии стали развиваться новые варианты его применения. После изобретения сетчатого низания стали изготавливать и самостоятельные изделия из бисера.
История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно преуспели в этом коренные жители Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшали всё: налобные повязки, ритуальные пояса, колыбельные для детей, табакерки. С открытием Америки и появлением индейского рынка сбыта, спрос еще больше увеличился.
Немалую часть бисера потребляла Италия. Поэтому, охраняя тайну и монополию на бисер, правительство воспротивилось вывозу сырья. Кара за раскрытии секретов была жестока, вплоть до смерти. И лишь в 1612 г. была издана брошюра «Искусство стекла» с полным и подробным руководством по технологии.
С конца 18 века способы работы с бисером расширяются. Рождаются новые техники вышивки бисерных узоров по канве. Появляются работы, выполненные в технике ткачества. К нему начинают проявлять интерес все модницы Европы. Входит в моду расшитая бисером одежда.
Из бисера изготавливали дамские сумочки, бумажники, чехлы для чубуков, подстаканники. Его используют для украшения головных уборов, из него делают накладные воротники, изготавливают большое количество разнообразных шейных украшений. Повсеместное распространение получают ожерелья, выполненные в виде облегающей шею полоски вышитой ткани с прикрепленной к ней бисерной или стеклярусной сеткой. Из низанных цепочек делают нагрудные украшения. Бисером украшают пояса.
Во второй половине 19 века были изобретены машины для изготовления бисера, благодаря чему значительно снизилась его стоимость. Это способствовало распространению богемского бисера во многие страны мира.
Самый большой расцвет увлечения бисером мир испытал в конце 19 — начале 20 веков.
С началом научно-технической революции, с появлением новых материалов и тканей интерес к нему несколько ослабел. Постепенно, в связи с упадком всевозможных рукоделий, бытовавшим во многих странах на протяжении нескольких столетий, снижается и производство бисера. Исчезают мелкие сорта, уменьшается количество цветов и оттенков, бисер становится более грубым.
Но все новое когда-нибудь становится привычным, и нас снова начинает притягивать магия разноцветных капель. В последнее время повсеместно возрождаются старые школы бисероплетения. Всё больше людей открывают для себя красоту и увлекательность этого древнего ремесла.
Мировая промышленность выпускает бисер и стеклярус различных размеров, придает ему самые замысловатые формы и бесчисленное количество цветовых оттенков.
Сегодня можно наблюдать его использование ведущими кутюрье всего мира. Необычайного расцвета в последнее время достигло изготовление украшений из бисера. Очень модными вновь стали браслеты и кулоны из бисера, пояса и ремешки для часов. Сочетание бисера с другими техниками и новыми материалами дает фантастический по красоте результат, а сравнительно низкая стоимость делает это увлечение доступным каждому.
Новые техники обработки стекла привели к появлению огромного количества бисера всех цветов и размеров, что позволяет любому человеку создавать уникальные, впечатляющие изделия.
В настоящие время этот вид народного творчества переживает новый этап своего развития. Изделия, изготовленные вручную из бисера, высоко ценятся в Белоруссии, России и за рубежом.
1.3 Техники бисероплетения
Техникой бисерного плетения называется соединение между собой бисеринок (бусин, стекляруса, рубки и пр.) одной из технологий плетения: низанием, вязанием, ткачеством и плетением и собственно бисероплетением. Изделие может быть выполнено с использованием разных техник.
Техника работ с бисером разнообразна.
Одна из самых распространенных техник при выполнении бисерных цветов — параллельное плетение (по-английски эта техника называется Victorian method).
Простейший лепесток или листик выполняется следующим образом:
· На проволоку длиной примерно 20-30 см нанизываются три бисеринки (рис. 1.1, а).
· Затем один из концов проволоки проводится через две бисеринки навстречу другому, бисеринки крепко притягиваются друг к другу — и получается маленький треугольник. Концы проволоки должны получиться примерно одинаковой длины(рис. 1.1, б).
· Потом на один конец набираются три бисеринки, и другой конец опять проходит ему навстречу, новый ряд хорошо подтягивается к предыдущему (рис. 1.1, в).
· Затем аналогично выполняется ряд из четырех бисеринок. Работа продолжается в соответствии с базовой схемой (рис.1.2).
· Когда выполнен последний ряд, концы проволоки крепко скручиваются, чтобы лепесток не рассыпался.
· Когда выполнен последний ряд, концы проволоки крепко скручиваются, чтобы лепесток не рассыпался.
В технике параллельного плетения могут быть выполнены лепестки и листья.
Игольчатая техника используется для выполнения тонких, остроконечных лепестков, тычинок, веточек сосны, ели и др.
· На проволоку длиной 20 см нанизать на шесть бисеринок.
· Взяв один из концов проволоки, пропустить шестую бисеринку и пройти в обратном направлении через оставшиеся пять бусинок. Получается «иголочка».
· Нанизываем еще 6 бисеринок и повторяем предыдущий шаг.
Продолжаем до тех пор, пока не получим нужное количество «иголочек» (рис. 1.3).
Количество бисеринок меняется в зависимости от нужной длины «иголочки».
Петельная техника. Чаще всего петельное плетение используют при изготовлении деревьев, тычинок и травинок, но таким способом можно делать и лепестки простых цветов. Новичкам в бисероплетении лучше начинать именно с этой техники.
· На проволоку набирается несколько бисерин, концы проволоки скручиваются вместе 4-5 раз. Получается петельный листочек.
· Если нужно сделать тычинку, набирается одна бусинка и проволока скручивается до необходимой высоты тычинки.
· Количество петелек зависит от того, что конкретно вам нужно.
Круговая (французская) техника особенно эффективна для выполнения лепестков и листьев большого размера. Техника французского плетения, пожалуй, самая распространенная среди приемов бисероплетения.
Неудивительно, ведь цветы и листья, выполненные в ней, получаются ажурными и воздушными. Эту технику еще называют низанием дугами или круговым плетением. Считается, что она немного сложнее параллельного плетения.
Эта техника особенно эффективна для выполнения лепестков и листьев большого размера. Техника сложная и ее освоение может потребовать значительных усилий.
Выполнение округлых лепестков и листьев.
· На одном из концов проволоки длиной 60-80 см сделайте маленькую петельку и скрутите проволоку под петелькой несколько раз.
· На другой (рабочий) конец проволоки нанижите указанное в описании число бисеринок первого ряда, например 5 .
· Согните проволоку на расстоянии 15 см от конца с петелькой и набранным бисером, как это показано на рис. 1.5, а.
· Поместите четыре пальца левой руки в образовавшийся сгиб проволоки и правой рукой закрутите проволоку на 1 см, вплотную к пальцам (рис.1.5, б).
· Нанижите на проволоку на 2-3 бисеринки больше, чем было набрано в первом ряду.
· Разместите второй ряд бисера вплотную к первому так, чтобы его конец оказался перпендикулярен первому ряду (рис. 1.5, в).
· Закрутите рабочий конец проволоки над первым рядом, сохраняя прямой угол между проволоками (рис. 1.5, г).
· Для третьего ряда наберите столько бисеринок, чтобы их можно было уложить вплотную к первому ряду бисера с другой стороны (рис. 1.5, д).
· Закрутите рабочий конец проволоки под первым рядом бисера, сохраняя прямой угол.
Аналогичным образом выполните указанное в описании число рядов.
Если размер бисера не позволяет этого сделать, заплетите конец проволоки между рядами бисера с нижней стороны листа.
При кажущейся сложности, овладеть каждым приемом довольно легко. Часто при создании цветочной композиции используют сочетание техник. Например, цветы выполняют во французской технике, а листья плетут параллельным плетением.
2. ВЫБОР И ОПИСАНИЕ ЭСКИЗА РАБОТЫ
2.1 Требования к эскизам для бисероплетения
Чтобы сделать украшение, прежде всего надо решить, какой будет его форма в целом. Исходя из этого, выбирается способ плетения изделия. И только затем можно заняться разработкой орнаментальной композиции. На первых порах не стоит браться за изготовление украшения, собранного из большого количества деталей, выполненных в разной технике низания. Лучше начать с простых изделий и ограничиться каким-либо одним способом низания.
Рассмотрим способы выполнения эскиза и рабочего рисунка орнаментальной композиции. На первом этапе, приступая к занятиям, лучше всего сделать цветные эскизы узоров украшений, тогда как позже, после приобретения основных навыков, от таких эскизов можно отказаться. Детально проработанный эскиз в какой-то мере сковывает фантазию, тогда как в процессе плетения сам материал может подсказать неожиданно эффектные находки. Однако разработка рабочего рисунка орнамента бывает необходима тогда, когда задуманный узор имеет сложную композицию и состоит из многих элементов, а приблизительный эскиз даёт представление о форме и цвете создаваемого украшения.
Для бисерных орнаментов можно использовать любой готовый узор, взятый из вышивки и адаптированный для низания. При разработке рабочего рисунка следует учитывать особенности бисероплетения. Так, в плетёном изделии орнамент располагается на ажурной сетке, а в тканном представляет собой подобие гобелена или вышивки крестом и состоит из равных по размеру горизонтальных рядов с одинаковым числом плотно прилегающих друг к другу бисеринок. Поэтому орнаментальная композиция эскиза подвергается дополнительной проработке, адаптируется для бисероплетения, то есть выполняется рабочий рисунок, имеющий очень большую степень стилизации.
Орнаменты, выполненные из бисера, сходны с мозаичными наборами, и, по сути, цветы, фигуры животных представляют в них комбинацию геометрических фигур: квадратов, ромбов, прямоугольников, трапеций (рис.2.1). Техника бисероплетения не позволяет изображать в орнаменте изогнутые линии, но определённой плавности и округлости форм в сложных узорах можно достичь за счёт использования мелкого бисера. Чем больше зёрен приходится на каждый участок площади изделия, тем сильнее узор из бисера напоминает первоначальный эскиз, так как на некотором расстоянии от глаз мелкие зёрна сливаются между собой, и рисунок не воспринимается как дробный, собранный из множества мелких фрагментов.
Для разработки рабочих рисунков необходимо иметь бумагу в клеточку и набор цветных карандашей или фломастеров. Один из способов составления рисунков — вычерчивание мелких клеточек. На «канву» цветными карандашами наносится орнамент (рис. 2.2).
Такой способ выполнения рабочего рисунка удобен в том случае, если узор состоит из простых геометрических фигур.
Если композиция орнамента сложна, при изготовлении рабочего рисунка лучше вычёркивать каждую бисеринку сетки. Работа проходит в два этапа. Сперва на сетку цветными карандашами наносится эскиз орнамента, причём без учёта расположения отдельных бисерин. Закрашиваем нарисованные контуры цветными карандашами (рис. 2.3).
После нанесения на сетку эскиза приступаем ко второму, техническому этапу работы — вычёркиванию рабочего рисунка. Как говорилось выше, в плетёных изделиях бисер занимает не всю плоскость, а образует отдельные ячейки, и наша задача так расположить бисеринки, чтобы их изображение максимально соответствовало первоначальному эскизу. Окрашенный одним цветом участок сетки, например лепесток цветка, образован из определённого числа бисеринок. Обведём их более ярким тоном того же цвета, выделяя на общем фоне цветового пятна. Рабочий рисунок лепестка готов. Подобным же образом прорабатываются остальные цветовые пятна орнамента. Так в общих чертах выглядит процесс превращения эскиза в рабочий рисунок, по которому можно начать плетение.
2.2 Описание представленных эскизов
Для новичка в изготовлении изделий из бисера разработать эскиз дело не простое.
Поэтому на разработку проекта изделия, выбор эскиза, и схемы соответственно, ушли недели. Из огромного количества вариантов, предлагаемых в литературе и на интернет-сайтах по бисероплетению, пришлось остановиться на четырех.
Варианты эскизов и схем представлены в приложениях 1, 2, 3, 4.
Первоначально моя задача была — взять готовый эскиз.
Эскиз № 1. «Бисерная ромашка». Фото и описание ромашки было выбрано с сайта http://2000melochey.ru/.
Цветок выполнен в традиционной технике с использованием бисера и проволоки. Особенностью данного исполнения цветка является плетение сердцевины — серединка цветка, сделанная на леске, и, соответственно, крепление к ней лепестков таким образом, чтобы получилась чашечка, как у настоящей ромашки.
Сами же лепестки и листочки — стандартные, выполненные параллельным плетением. Ромашка выполнена в природных цветах — желтая сердцевина, белые лепестки, листья и стебель зеленые.
Изделие достаточно интересное, но, к сожалению, для новичка дано сложное описание изготовления объемной сердцевины и не представлена схема ее изготовления.
Эскиз № 2. Рисунок взят из книги по бисероплетению Е. Стольной «Цветы и деревья из бисера».
Ромашка, также выполнена в традиционной технике параллельного плетения. Схема плетения лепестков и сердцевины представлена, в доступной форме для выполнения. Смущает немного короткая длина лепестка и огромные листья по сравнению с самим цветком.
Эскиз №3. Букет ромашек — фото из книги А. Бейкер «Цветы из бисера». В букете цветы смотрятся очень красиво.
Листочки и лепестки цветка, выполненные в петельной технике, выглядят ажурными и воздушными. Описание представлено очень подробно, а вот схемы только общие для всех похожих цветков, изготовленных в данной технике.
Эскиз № 4 Рисунок и описание техники выбрано с сайта http://hobby-live.ru.
Лепестки и листья изготовлены традиционно — в технике параллельного плетения. Рисунок простой и понятный, схемы представлены четко, описание подробное. Этот вариант — наиболее подходящий для освоения мастерства бисероплетения. Да, эскизы облегчают нашу работу и помогают заранее представить будущее изделие, продумать мелочи.
Таким образом, для курсовой работы, с небольшими изменениями выбран эскиз № 4. Листья оставлены такими же — все равно во время их плетения автор предлагает импровизацию. Сам цветок немного увеличила:
— сердцевину изготовила более выпуклой, как у настоящего цветка;
— количество рядов в лепестке увеличила до 11, верх лепестка расширила до трех бисерин, а вот самих лепестков решила оставить двенадцать.
3. ВЫБОР И ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ
3.1 Материалы для бисероплетения
Ь Основным материалом для изготовления цветов из бисера является, естественно, бисер. На нашем рынке сейчас появилось огромное количество разнообразного бисера. Чаще всего в магазинах можно встретить тайваньский, индийский, китайский, японский и чешский бисер.
Основными качественными характеристиками бисера являются устойчивость к внешним воздействиям (качественный бисер не истирается и не теряет цвет) и калибровка (все бисеринки должны быть правильной, одинаковой формы и одного размера).
Наиболее дешев тайваньский бисер, но, увы, он не слишком качественный. Магазины предлагают большой выбор японского бисера. У него высокое качество, но и цена тоже высокая. Оптимален по соотношению цена/качество чешский бисер, известный своими давними традициями, к тому же у него самый широкий ассортимент.
Ь Медная проволока — материал, которым также приходится постоянно пользоваться. В настоящее время в продаже есть много видов проволоки пригодной для изготовления бисерных цветов. Обычно проволоку наматывают на катушки различного размера в зависимости от ее толщины.
Наиболее распространенные размеры проволоки 26, 28 и 34. Чем больше число, тем тоньше проволока. Тонкая лучше гнется. Проволока № 28 подходит для лепестков и листьев, которые требуется изгибать, придавая им форму, но чтобы при этом они держались почти без опоры. Если лепесткам и листьям нужна надежная опора, лучше взять проволоку № 26. Проволока № 34 подойдет для тонких деталей, дли крепления листьев и лепестков, для сборки. Кроме того, из нее можно делать мелкие нежные лепестки цветов и зелень.
Кроме этого проволока бывает разных цветов: красная, зеленая, белая. Любая проволока визуально меняет цвет бисера, поэтому выбирайте цвета по своему вкусу, не боясь экспериментировать.
Ь Для работы необходимо выбрать нити. Для многих работ в технике бисероплетения подходят капроновые нити — они достаточно прочны и тонки. Но слишком скользкие и неупругие. Новичку лучше использовать нити из натуральных волокон. Самые роскошные нитки для отделки стеблей бисерных цветов — натуральный шелк. Шелк замечательно покрывает проволочные стебли, им очень просто пользоваться. В настоящее время в продаже появились новые шелковые нитки в шесть сложений — Eterna. Они продаются мотками по 4,5 м, имеют богатую палитру цветов и оттенков.
Ь Клей. Может понадобится для приклеивания концов нитки.
Ассортимент основных и вспомогательных материалов представлен в таблице 3.1
Таблица 3.1
Ассортимент основных и вспомогательных материалов
Наименование материала |
Количество, ед. измерения |
Назначение и область применения |
|
Основные материалы |
|||
1) Бисер а. Белый б. Желтый в. зеленый |
300 штук 25 штук 60 штук |
Плетение лепестков Плетение сердцевины Плетение листьев |
|
2) Медная проволока |
Около 10 м |
Для всех деталей ромашки |
|
3) Шелковые нитки зеленого цвета |
Около 5 метров |
Обматывание стебля ромашки |
|
Вспомогательные материалы |
|||
Клей |
10 г |
Приклеивание ниток к стеблю |
3.2 Инструменты и приспособления для бисероплетения
В отличие от многих других видов рукоделия, дли изготовления цветов из бисера требуется совсем немного инструментов и материалов. Для начала вам будет достаточно основных: ножницы, кусачки, пассатижи. Приспособления и инструменты, используемые в этом виде декоративного искусства, просты и доступны.
Желательно, конечно, всегда покупать самые лучшие инструменты, какие можете себе позволить. Выполнить работу можно практически с любыми инструментами, но только с качественными эта работа будет более простой и приятной.
Все инструменты для удобства работы лучше хранить в отдельной коробке. А вот для хранения бисера вам понадобятся баночки, лучше прозрачные или пластмассовые из-под витаминов.
Кроме основных инструментов для плетения изделий из бисера понадобится бумага в клетку, альбом, карандаши и фломастеры понадобятся при переснимании и составлении узоров.
Перечень основных инструментов, используемых при бисероплетении, представлен в таблице 3.2
Таблица 3.2
Перечень инструментов и приспособлений
Наименование инструмента или приспособления |
Графическое изображение или технические параметры |
Назначение и область применения |
|
Тонкий пинцет |
Для захвата бисера |
||
Круглогубцы |
Используются в рукоделии для фигурного выгибания проволоки, создания художественных элементов и петель |
||
Бокорезы, или боковые кусачки |
Предназначены для захвата и перекусывания лески, проволоки в процессе работы с бисером и другими материалами. |
||
Плоскогубцы или пассатижи |
Предназначены для захвата и зажима небольших деталей. |
||
Ножницы |
Для нарезания тонкой проволоки и обрезки ниток |
4. РАСЧЕТ КОНСТРУКЦИИ, ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА, ЭСКИЗА, СХЕМЫ, ОБЪЕКТА ТРУДА
Для изготовления бисерного цветка «Ромашка» мне понадобились следующие материалы.
Бисер. Чтобы рассчитать количество бисера использовалась схема цветка. Количество белого бисера, необходимого для плетения лепестков рассчитывается следующим образом: на один лепесток необходимо 25 бисерин. Всего лепестков двенадцать. Следовательно, белого бисера нужно взять 300 штук. Но в связи с тем, что некоторые бисеринки могут оказаться некачественными или потеряться во время плетения добавляем 10% на непредвиденные расходы (300 + 10% = 330 грамм). Средний бисер имеет следующий вес: 100 штук около 1 грамма. Значит необходимо 3,3 г белого бисера. Таким же образом рассчитываем количество желтого и зеленого бисера. В результате получаем 0,3 г желтого бисера и 0,66 г зеленого бисера среднего размера.
Рассчитываем количество медной проволоки. При использовании 0,5 метров на один лепесток, на 12 лепестков уходит 6 метров. На сердцевину и листья по 0,5 м; дополнительно на стебель 0,5 м и плюс 10% на непредвиденные ситуации. Получаем около 10 м проволоки.
Чтобы обмотать стебель нам понадобится около 5 метров шелковых ниток.
Для закрепления концов ниток используем клей ПВА. Достаточно нескольких капель.
Расчеты выполнены в соответствии со схемой плетения чертежа, представленной в приложениях 5, 6, 7.
5. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОМАШКИ ИЗ БИСЕРА
Настоящее украшение букета из полевых цветов — белая ромашка.
Существует множество схем самых разнообразных ромашек из бисера, так что этот цветок не исключение. Лепестки и листочки — стандартные, выполненные параллельным плетением, а серединка цветка, сделанная на леске, и, соответственно, крепление к ней лепестков таким образом, чтобы получилась чашечка, как у настоящей ромашки.
Подробное описание выполнения представлено в таблице 5.1.
Таблица 5.1
Технология изготовления ромашки из бисера.
Содержание операции |
Схема, рисунок |
Материалы, инструменты |
|
1 |
2 |
3 |
|
1. Плетение лепестков цветка. 1.1. Берут проволоку, длиной 50 см, нанизывают на нее две бусинки. 1.2. Правый свободный конец проволоки пропускают еще через три бусинки. 1.3. Делают то же самое левым концом и закрепляют. Получилось два ряда — 1-ый и 2-ой. В первом ряду — две бисерины, во втором — три. 1.4. Продолжают плетение таким же способом; 3-й, 4-й и 5-й ряды по трибисерины. С 6-го по 10-й — по две бисерины. 1.5. 11 ряд — в конце листка — набираем одну бисеринку. 1.6. В конце работы закрепляют проволоку Следует сплести двенадцать таких лепесточков. |
Белый бисер, проволока, пассатижи, кусачки, ножницы |
||
2. Плетение сердцевины цветка |
Желтый бисер, проволока, пассатижи, кусачки, ножницы |
||
2.1. Набирают на проволоку восемь бисерин и собирают их в кольцо |
|||
2.2. Пропускают проволоку через одну бисерину основания |
|||
2.3. Далее плетут по кругу, набирают бисерины и пропускают проволоку через следующую бисерину предыдущего ряда |
|||
2.4. Когда сердцевина цветка достигнет нужного размера, уменьшают количество бисеринок |
|||
2.5. В центре закрывают отверстие одной бисеринкой. 2.6. Прячут места соединений и концы проволоки. |
|||
3. Плетение листиков для ромашки из бусинок зеленого или темно-зеленого цвета. 3.1. Берут проволоку и пропускают ее через бусинку. 3.2. На левый конец лески нанизывают еще две бусинки. 3.3. Пропускают через эти же бусинки правый конец лески, закрепляют. 3.4. Продолжают плетение этим же способом, моделируя листочек по своему желанию |
Зеленый бисер, проволока, пассатижи, кусачки, ножницы |
||
4. Собирают ромашку, стебель плотно обматывают зеленой ниткой. |
Зеленые шелковые нитки, проволока, пассатижи, кусачки, ножницы |
ВЫВОДЫ
В результате выполнения курсовой работы была разработана технологическая последовательность изготовления бисерного цветка «ромашка», а также изготовлен сам цветок. Данная работа состоит из двух основных частей: теоретической и практической.
Теоретическая часть включает в себя проектирование изделия, разработку эскиза, выбор материалов и техники исполнения.
Практическая часть — это, собственно, плетение самого объекта труда — ромашки из бисера.
В ходе работы над заданием большое внимание уделялось выбору техники бисероплетения, подбору цветовой гаммы материала, разработке эскиза и схемы плетения цветка, на основе которой был выполнен цветок.
При составлении технологической последовательности изготовления ромашки использовались традиционные техники плетения наряду с современными материалами.
Выполнение данной работы имеет большое значение для моей дальнейшей трудовой деятельности, так как в будущем это поможет мне повысить уровень технического мастерства, развивать творческий потенциал, и добиваться успешных результатов на производстве и не только. Мной были приобретены знания о том, как правильно разрабатывать технологическую последовательность на изготовление изделия, выполнять по этой последовательности готовое изделие. Курсовая работа вызвала интерес к разработке новых изделий из бисера и других материалов.
Создание и созерцание изделий из бисера — не только источник удовольствия и радости от встречи с прекрасным. Подобно тому, как шахматы развивают интеллект, любование невообразимыми сочетаниями цветов, изяществом форм украшений обостряет и развивает эстетическое чувство, учит пониманию красоты и гармонии мироздания.
Стремление к красоте неотъемлемо от человеческой природы. Оно было присуще людям всегда. Издревле человек украшал свою одежду, жилище, предметы быта и интерьера. В этом проявлялись его индивидуальные и художественные способности, и это делало его жизнь более яркой, самобытной, эмоционально насыщенной.
Бисерные цветы с их изяществом, нежностью, старомодным обаянием прекрасно прижились в наши дни. Их можно использовать как в виде украшений, так и в деталях интерьера, подарках или напоминаний о торжественных событиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Бейкер «Цветы из бисера». Издательство: Эксмо, 2003. — 260 с.
2. Е. Стольная «Цветы и деревья из бисера». М.: Издательский центр «Академия»,2006. -320 с.
3. Люсинда Гендертон Бисер. Большая иллюстрированная энциклопедия
Издательство: Эксмо, 2007 г. — 480 с.
4. Марина Лаукина Бисер. Техника. Приемы. Изделия. Издательство: АСТ-Пресс Книга, 2006 г. — 190 с.
5. http://fictionbook.ru/authors_alphabet/ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ