Банковская система Франции - курсовая работа готовая

Курсовая работа на тему Банковская система Франции

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РОБОТОТЕХНИКИ

КАФЕДРА “ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ”

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине “Деньги, кредит, банки”

на тему: “Банковская система Франции”

Выполнила:

Студентка гр. ФЭБ- 303 А.А. Фёдорова

Руководитель:

профессор, д.э.н. Л.Н. Родионова

Уфа, 2015

Оглавление

  • Введение
  • 1. Развитие денежной системы и денежного обращения Франции
  • 1.1 Характеристика денежной системы и системы денежного обращения Франции
  • 1.2 Денежно – кредитная политика Франции
  • 2. Характеристика и структура банковской системы Франции
  • 2.1 Основные институты банковской системы Франции
  • 2.2 Роль и функции Центрального банка Франции
  • 2.3 Банковский надзор во Франции и особенности банковского законодательства
  • 3. Рекомендации по совершенствованию банковской системы России с учетом зарубежного опыта
  • 4. Расчетная часть
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Введение
  • денежный банковский надзор франция
  • Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что Франция относится к числу наиболее развитых стран в современном мире. Происходящие в ее экономике изменения в значительной степени влияют на деятельность кредитно-финансовых институтов, проведение денежно-кредитной политики, действия центрального банка и органов регулирования кредитных учреждений.
  • Надёжная финансовая система является залогом успеха развития и функционирования рыночной экономики. За последние пятнадцать лет финансовая система во Франции претерпела значительные изменения. В стране был осуществлен ряд реформ, основной целью которых являлось улучшение способов финансирования экономики. На сегодняшний день во Франции функционирует один из самых развитых и хорошо технически оснащенных фондовых рынков в Европе.
  • Франция занимает лидирующее положение в Европейском Союзе, оказывает большое влияние на формирование кредитно-денежной политики всей объединенной Европы. Франция является одной из ведущих стран западных держав, занимая восьмое место среди всех стран мира — 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По размерам территории (551 тыс. кв км) и населения (57 млн чел.), она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы.
  • Целью данной работы является рассмотрение вопросов, связанных с функционированием финансовой системы Франции.
  • Объект исследования – банковская система Франции.
  • Задачи работы:
  • – определить особенности денежной системы Франции;
  • – изучить банковскую структуру современной Франции.
  • 1. Развитие денежной системы и денежного обращения Франции
  • 1.1 Характеристика денежной системы и системы денежного обращения Франции
  • До середины XIV в. Франция не имела собственной денежной единицы, денежная система базировалась на обращении римских золотых монет – денариев, что объясняется историческими особенностями формирования французского государства.
  • С 1795 г. основной денежной единицей стал франк. Однако было напечатано слишком много денег, и они быстро обесценились. В 1796 г. печатные станки были сломаны, а деньги сожжены. К 1798 г. все выпущенные бумажные деньги окончательно обесценились, и был осуществлен законодательный переход к твердой валюте.
  • Практически весь 19 век во Франции характеризуется биметаллизмом. В 1803 году был издан закон, разрешающий чеканить золотые и серебряные монеты в свободном и неограниченном количестве. Оба вида монет обладали одинаковой платёжной силой. Один килограмм золота уходил на изготовление трёх тысяч ста франков, и из одного килограмма серебра изготовляли двести франков.
  • Денежная система Франции и денежное обращение в стране было непостоянным и неоднородным. Были периоды, когда золото практически полностью вытесняло серебро, но бывало и наоборот – серебро выходило на первое место и золотые монеты использовались редко.
  • В 1873 году во Франции был издан закон, запрещающий чеканку серебряных монет.
  • Теперь в стране выпускались лишь монеты из золота. Именно в этот период правительство отказалось от биметаллизма и перешло на золотой монометаллизм.
  • В 1914 году, в начале августа последовало очередное законодательство, запретившее разменивать бумажные деньги на золото. Центральный Банк Франции получил полномочия самостоятельного и принудительного установления курса выпускаемых банкнот. Военные годы вытеснили золотые монеты, и на их замену пришли новые – бумажные деньги.
  • В 1928 году во Франции была проведена денежная реформа, которая привела к тому, что в стране ввели золотослитковый стандарт. Однако обращать бумажные деньги в золото могли не все, так как размен происходил лишь на слитки, вес которых составлял не менее 12,5 кг. Таким образом, за один слиток золота приходилось отдавать порядка 215 тысяч франков. Людям, обладавшим небольшими суммами бумажных денег, подобное положение дел было совсем невыгодным, так как их деньги являлись неразменными.
  • Некоторое время назад, денежная система Франции отличалась от остальных тем, что в ней присутствовали национальные особенности оборота наличных денег. Монеты изготавливались в основном из алюминия, серебра и никеля.
  • До того момента, как Франция перешла на евро, деньги выпускались четырьмя учреждениями:
  • * Центральный банк Франции.
  • * Кредитно-финансовые организации, банки, которые создавали квазиденьги.
  • * Министерство финансов.
  • * Депозитно-сохранная касса, которая занималась косвенной эмиссией денег.
  • На данный момент основной денежной единицей Франции является евро. Выпускать новые банкноты имеет право лишь ЦБ Франции.
  • Существенные этапы развития денежной системы Франции
  • Структура денежного обращения во Франции делится на два основных понятия: денежная масса и ликвидные средства в экономике. Для структуры денежной массы характерно снижение доли банкнот и разменной монеты при увеличении вкладов до востребования и стабильности доли счетов почтовых чеков.
  • Одновременно во Франции существуют три основных канала эмиссии денег:
  • – банковское кредитование национальной экономики;
  • – банковское кредитование государства через банкноты, выпущенные под государственные облигации;
  • – эмиссия банкнот под прирост официальных золотовалютных резервов.
  • До перехода к обращению наличных евро в обращении были банкноты достоинством 20, 50, 100, 200 и 500 франков. В качестве безналичного оборота во Франции широко используют чековое обращение, текущие счета, а также кредитные карточки.
  • С 1973 года Франция переходит к режиму плавающего курса. В это время денежная система характеризуется очень высокими темпами инфляции (годовые темпы инфляции доходят до 150%).
  • В 1983 году вводятся валютные ограничения, которые окончательно Франция отменяет в 1992 году со вступлением в Европейский Союз. Теперь многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС. Это самая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы.
  • С 1 января 1999 Франция стала членом валютного союза с единой валютой – евро. Три года отводилось на адаптацию страны к безналичным расчетам в евро и на подготовку к обращению купюр и монет евро.
  • С 1 января 2002 г. французский франк был изъят из обращения и заменен на единую европейскую валюту — евро. Являясь членом Европейского экономического сообщества с 1957 г., Франция поэтапно шла к этому событию, активно участвуя во всех реформах. Таким образом, с 1 июля 2002 г. французский франк не является законным платежным средством Франции, а его место занял евро.
  • 1.2 Денежно – кредитная политика Франции
  • Исторически во Франции сложилась довольно четкая специализация банков. В ее основу было положено разделение депозитно-ссудных и эмиссионно-учредительских операций, что усилилось под влиянием мирового экономического кризиса 1929-1933гг. Фактически в современной Франции существует смешанный тип банка с разнообразными операциями, что отражает тенденцию к универсализации банков. Банковские реформы 1966-1967 и 1984гг. законодательно закрепили эту тенденцию:
  • – депозитным банкам дано право наряду с бессрочными принимать вклады на срок более 2 лет, а деловым банкам — вклады до востребования, в том числе от населения;
  • – повышен максимальный срок кредитов” депозитных банков с 5 до 7 лет; деловым банкам разрешено предоставлять и краткосрочные кредиты;
  • – депозитные банки принимают участие в торгово-промышленных предприятиях (нефинансового характера) в размере до 20% капитала этих предприятий (вместо 10%) или до 100% собственного капитала банка (вместо 75%).
  • До 1945 г. деятельность Банка Франции характеризовалась рядом особенностей:
  • 1) являясь центральным банком, он выполнял функции коммерческих банков, осуществляя непосредственно обслуживание торгово-промышленной клиентуры. Этим объясняется то, что в отличие от центральных банков других стран Банк Франции имеет разветвленную сеть отделений (более 250).
  • 2) Банк Франции осуществлял банкнотную эмиссию главным образом непосредственным кредитованием промышленного сектора, а не через коммерческие банки. Поэтому коммерческие банки редко обращались за ссудами к Банку Франции.
  • 3) слабое вмешательство в регулирование кредитных отношений по сравнению с центральными банками других стран. В качестве метода кредитного регулирования он использовал в основном только учетный процент.
  • Франция вплоть до начала 80-х годов очень активно использовала директивные методы денежно-кредитного регулирования. Так, во Франции регламентировался объем выдаваемых кредитов и процентные ставки по этим кредитам.
  • Изменения в денежно-кредитной политике с середины 80-х годов:
  • 1) переход от прямого контроля над объемом кредитных ресурсов к регулированию их посредством процентных ставок;
  • 2) отмена верхних пределов валют по вкладам и кредитам;
  • 3) отмена ограничений по росту кредитных операций.
  • Инструменты денежно-кредитной политики, используемые во Франции:
  • 1) учетная политика;
  • 2) регулирование норм обязательного резервирования;
  • 3) операции на открытом рынке;
  • 4) система обязательных показателей (нормативов);
  • 5) прямое воздействие государства.
  • Во Франции установлены следующие обязательные нормативы:
  • * минимальный размер акционерного капитала в зависимости от типа банка, его организационных форм, количества отделений, величины баланса и др. колеблется в пределах 15-30 млн. франков;
  • * сумма кредитов и других требований банка к одному клиенту не должна превышать 40% акционерного капитала;
  • * общая сумма индивидуальных рисков может не больше чем в 8 раз превышать величину капитала;
  • * банки обязаны постоянно поддерживать коэффициент ликвидности, т.е. обеспечивать 100%-ое покрытие всех активов и пассивов сроком до одного месяца;
  • * долгосрочные кредиты и капитальные вложения банка должны быть покрыты акционерным капиталом и резервами не менее чем на 69%.
  • В настоящее время разработка Франция самостоятельно не разрабатывает денежно-кредитную политику. Эта функция возложена на Европейский центральный банк.
  • 2. Характеристика и структура банковской системы Франции
  • 2.1 Основные институты банковской системы Франции
  • В современной кредитно-финансовой системе Франции можно выделить пять категорий институтов:
  • 1) коммерческие банки – осуществляют все банковские операции: депозитные вклады, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное кредитование, платежные операции, прежде всего очень популярный во Франции оборот чеков, эмиссию ценных бумаг, срочные сделки и другие. Через свои дочерние структуры осуществляют ипотечное кредитование физических лиц, лизинговое, венчурное финансирование;
  • 2) общества финансирования – им не разрешено принимать вклады частных лиц, т. е. все кредитные операции они должны осуществлять либо за счет своих средств, либо средств, полученных на денежных рынках или взятых в кредит у дружественных банков и банков, с которыми существуют кооперативные связи. Эти институты ориентированы на финансирование отдельных промышленных секторов. Кроме того, они занимаются управлением портфелями ценных бумаг торговых и промышленных предприятий;
  • 3) кооперативные банки – ведут свою деятельность, в основном, с представителями сельского хозяйства и торговли;
  • 4) сберегательные кассы – функционируют как “неприбыльные” организации;
  • 5)специализированные банковские учреждения. Деятельность этих учреждений регулируется специальным законодательством, и они находятся под жестким контролем государства.
  • Для банковской системы Франции в целом в последние годы характерен тренд к диверсификации, особенно на новых финансовых рынках. Широкое распространение получил процесс образования холдинговых структур. Большую роль во Франции играют промышленные департаменты, через которые осуществляется управление портфелями ценных бумаг небанковских холдинговых структур.
  • Современная институты денежной системы Франции характеризуется такими чертами:
  • 1.разнообразная и жесткая система регулирования за банковской деятельностью;
  • 2.высокая доля государственных и полугосударственных кредитных учреждений (около 80% активов всех кредитных институтов Франции);
  • 3.высокий уровень развития:
  • 4.высокая плотность сети кредитных учреждений;
  • 5.разнообразие форм организации кредитных институтов и выполняемых ими функций;
  • 6.децентрализация клиентов банков (почти 95% общего количества досье клиентов приходится на долю региональных и местных форм).
  • Основными звеньями кредитной системы Франции являются:
  • *центральный банк — Банк Франции;
  • *коммерческие банки;
  • *специализированные кредитно-финансовые учреждения.
  • В кредитной системе Франции различаются коммерческие депозитные банки, которые специализируются в области краткосрочных кредитных операций, и инвестиционные или деловые банки, финансирующие промышленность путем эмиссионно-учредительных операций.
  • Третьей разновидностью, занимающей промежуточное положение между депозитными и деловыми банками, являются так называемые банки долгосрочного и среднесрочного кредита. Централизованное регулирование, процессы образования и деятельности банков, предохранение банковской системы от банкротства, контроль количества денег и кредитов, страхование банковских депозитов должно осуществляться государством. Органом такого регулирования призван быть Банк Франции. Одним из способов регулирования является установление и изменение процентных ставок. Банк Франции осуществляет кредитование коммерческих банков. При повышении установленного им процента, при выдаче ссуды доступ коммерческих банков к кредитам затрудняется. Таким образом, возникает цепная реакция. Коммерческие банки также увеличивают свой процент. Такая денежно-кредитная политика называется ограничительной.
  • Во Франции весьма развита система различных кредитных кооперативных учреждений. В конце 1986 г. в стране было 192 таких учреждения и 11214 принадлежащих им отделений. Среди них по сумме активов первые два места занимают кредитные кооперативы, объединяемые Национальной кассой сельскохозяйственного кредита и Центральной кассой народных банков, которые имели 135 банков и 7268 отделений, или соответственно 70 и 65 % всего количества кооперативных банков и их отделений.
  • К специализированным кредитным институтам относится целый ряд кредитно-финансовых учреждений небанковского характера, значение и роль которых складывается по-разному в зависимости от источников формирования ресурсов и их использования. Они могут осуществлять лишь определенные операции в специфической области деятельности.
  • Во Франции существуют частные и государственные сберегательные кассы. Государственные входят в состав Государственной национальной сберегательной кассы (ГНСК).
  • По размерам активов наиболее крупным из этих учреждений является Депозитно-сохранная касса, созданная в 1916 г, для управления средствами государственной Национальной сберегательной кассы, объединяющей все сберегательные кассы при почтовых отделениях, и частных сберегательных касс. Кроме сберкасс в чистом виде существуют сберкассы при почтовых отделениях. Все эти сберкассы имеют право выдавать кредиты, хотя основную часть привлеченных ресурсов обязаны выдавать Депозитно-сохранной кассе — это полугосударственное учреждение, которое наделено особым уставом.
  • В области активных операций Депозитно-сохранная касса занимается выдачей кредитов местным и государственным органам власти, а также жилищные кредиты. Также свои ресурсы депозитно-сохранные кассы формируют за счет ресурсов пенсионных касс (их около 400) и страховых компаний.
  • 2.2 Роль и функции Центрального банка Франции
  • Банк Франции, основан в 1800 г. как частная акционерная компания, является центром кредитной системы страны. В 1803 г. он получил монопольное право на эмиссию банкнот в Париже, а с 1848 г. – во всей Франции. В 1945 г. Банк Франции был национализирован – его акции выкуплены в обмен на государственные облигации.
  • До 1945 г. деятельность Банка Франции характеризовалась определенными особенностями. Во-первых, как центральный банк страны он выполнял функции коммерческих банков, обслуживая непосредственно торгово-промышленную клиентуру. Этим объясняется то, что в отличие от центральных банков других стран он имеет разветвленную сеть отделений (более 250). Во-вторых, Банк Франции осуществлял банкнотную эмиссию, непосредственно кредитуя торгово-промышленные операции, а не через коммерческие банки. Поэтому коммерческие банки редко обращались за займами до Банка Франции. В-третьих, его вмешательство в регулирование кредита было менее активным по сравнению с центральными банками других стран. Как орудие кредитного регулирования он использовал части учетный процент.
  • После Второй мировой войны объемы операций Банка Франции как коммерческого банка значительно сократились, а роль в кредитном регулировании возросла. Кроме изменения ставки учетного процента, Банк Франции осуществляет кредитное регулирование через операции на открытом рынке.
  • Банк Франции также является банкиром правительства. Он ведет текущий счет казны, выполняет операции, связанные с обслуживанием государственного долга, предоставляет кредиты правительству.
  • До 1992 г. Банк Франции подчинялся министерству финансов и экономики (управляющего и двух заместителей назначал Президент, а 12 из 15 членов Генерального совета – министерство). После принятия 4 августа 1993 Закона Франции “Об уставе Банка Франции” центральная банковское учреждение страны получила полную независимость, в частности в проведении монетарной политики для поддержания стабильности цен.
  • В функции Банка Франции входит:
  • 1) выпуск банкнот и разменной монеты;
  • 2) сохранение валютных резервов и золотых запасов;
  • 3)сохранности активов государственных учреждений и финансирования правительства путем покупки казначейских векселей;
  • 4) сохранения ресурсов кредитных учреждений и их кредитование;
  • 5) осуществления денежно-кредитного регулирования.
  • Головной офис Банка Франции, где сосредоточены его центральные подразделения, расположенный в Париже. Оперативная деятельность осуществляется через разветвленную сеть филиалов (212 учреждений), в функции которых входит выпуск банкнот в обращение, обслуживание и консультирование клиентуры, организация клиринговых розрахункив.
  • Инструменты денежно-кредитной политики Банка Франции:
  • – определение учетной политики;
  • – регулирование норм обязательного резервирования;
  • – осуществления операций на открытом рынке;
  • – установление обязательных нормативов.
  • Взаимоотношения Банка Франции со всеми ветвями власти – Президентом, парламентом и правительством – строятся на принципах сотрудничества и четкого разграничения полномочий и ответственности. Это достигается следующим путем:
  • * назначение главы банка на два срока по четыре года;
  • * назначение состав Совета банка;
  • * утверждение величины уставного капитала;
  • * доклад председателя банка о деятельности банка;
  • * предоставление информации о состоянии денежно-кредитного рынка в государстве.
  • Совет Банка Франции разрабатывает основные принципы денежно-кредитной политики и контролирует ее осуществление Советом директоров банка.
  • Основное влияние на монетарную сферу, цены и экономический рост Банк Франции осуществляет через процентную политику, поддерживая определенный уровень процентных ставок как основной монетарный инструмент регулирования денежно-кредитного рынка.
  • Банк Франции устанавливает процентные ставки по своим операциям по кредитованию коммерческих банков. По предварительным заявкам коммерческих банков осуществляются кредитные аукционы (с учетом предложенного каждым из участников аукциона уровня процентных ставок).
  • Банк Франции анализирует состояние денежно-кредитного рынка и полученные заявки и устанавливает ставку, по которой предоставляет кредиты финансово-кредитным институтам. Кредиты банкам могут предоставляться и без предварительных заявок, но срок их возврата составляет от одного до десяти дней, а процентная ставка на 50 или 75% превышать аукционную.
  • Если необходимо дополнительно повлиять на равновесие между спросом и предложением кредитных ресурсов, Банк Франции выступает на рынке на равных правах с другими банками, предлагая или покупая у них кредитные ресурсы для поддержания стабильности денежно-кредитного рынка. Ставки по этим операциям Банка Франции приближаются к рыночным ставок по межбанковским кредитам.
  • Изменение процентной ставки вызывает соответствующее изменение спроса и предложения прежде всего на денежном и валютном рынке, что сказывается на хозяйственной активности субъектов рыночных отношений.
  • Так, снижение уровня процентной ставки стимулирует спрос на кредиты, увеличивает деловую активность, ускоряет экономический рост, и наоборот, повышение уровня учетной ставки уменьшает спрос на кредиты, сдерживая деловую активность и экономическое развитие.
  • Для платежной системы Франции характерно широкое использование наличных. Это требует тщательного прогнозирования Банком Франции наличного обращения в стране. Правда, существует тенденция, как и в других развитых странах, замены инструментов “на бумажных носителях” через автоматизированные безналичные расчеты. Наличное обращение Франции колеблется в течение месяца и сезона. Выдача заработной платы в конце текущего месяца и в первых числах следующего месяца вызывает отток наличности из касс банков. Одновременно в период с 10 по 20 число каждого месяца наблюдается ее приток.
  • Отделение Банка Франции на основе детального анализа отчетных показателей обращения денег по каждому номиналу осуществляют прогнозы наличного обращения. Для этого пользуются показателями оборота банкнот. По результатам прогнозных расчетов определяют объемы подкреплений наличными отделений банка, оптимальные транспортные маршруты ее перевозок, объемы банкнот, подлежащих уничтожению, объемы заказа банкнотной фабрике в Шамальер, а также объемы выпуска новых банкнот для обеспечения потребностей экономики.
  • На основе расчета определяют минимальный уровень запасов наличности, который необходимо иметь каждому отделению для бесперебойного обеспечения клиентов банка.
  • Используя прогнозные расчеты отделений, Банк Франции составляет прогноз и определяет общую годовую потребность в наличных деньгах.
  • С целью улучшения функционирования банковской системы и укрепления доверия между коммерческими банками Банк Франции создал централизованные службы, которые предлагают коллективного пользования информационные базы данных. К крупнейшим из них относятся:
  • 1. Банковская картотека предприятий. Телекоммуникационный доступ – с 1982 г. Обслуживание информационные потребности Банка Франции и ФКИ, что позволяет самостоятельно систематизировать долговые требования к хозяйственных субъектов.
  • 2. Картотека банковских счетов (ПСУ). Их ведет Главное налоговое управление для выявления счетов, принадлежащих лицам, лишенным права выставлять чеки.
  • 3. Национальная картотека чеков, не соответствующие законодательству. Концентрирует декларации об украденных или утерянные чеки, о банковских реквизитах закрытых или арестованных счетов.
  • 4. Национальная картотека невозвращенных кредитов, предоставленных частным лицам для непрофессиональных целей. Помогает кредитным учреждениям оценить трудности, с которыми они сталкиваются при возврате кредита. Регистрируются только неплатежи основного должника, соответствующие высокой степени задолженности.
  • Банк Франции (как и центральные банки других стран с развитой рыночной экономикой) занимает узловое место в организации финансовой системы, создает благоприятные условия для ее функционирования, обеспечивая стабильность цен, денег и надежность банковского сектора.
  • 2.3 Банковский надзор во Франции и особенности банковского законодательства
  • Банковская система Франции – одна из самых развитых в мире. Вся банковская система Франции находится под контролем государства. Банки не только не имеют право скрывать от соответствующих государственных служб размеры и формы счетов и движение капиталов, но, и обязаны сами информировать их о значительных операциях, особенно с зарубежными странами. Во Франции правила открытия банковских счетов считаются одинаковыми как для лиц-резидентов, так и для нерезидентов. Однако это утверждение чисто теоретическое. Каждый банк не только имеет свои требования и действует в соответствии с имеющимся у него опытом контактов с гражданами той или иной страны, но может и просто вежливо отказать. Одним из способов содействия открытию счета является рекомендация лица, хорошо зарекомендовавшего себя как клиент данного банка. Для получения кредита необходимо составить полное, внушительное досье, пройти медицинские тесты, выехать на встречу с представителями банка. Кредит можно получить на срок от 5 до 15 лет с выплатой примерно до 6 % годовых в евро.
  • Все операции по кредитным карточкам контролируются общенациональным центром во Франции (и в США), что обеспечивает оперативную информацию о местонахождении и деятельности владельца. Французские банки выплачивают весьма низкие проценты по обычным вкладам от 2.5 %. В то же время вкладчик имеет возможность вложить деньги в различные инвестиционные проекты, приносящие прибыль от 7-8 % до 15-20 %, в зависимости от срока и степени риска.
  • Во Франции функции надзора и контроля за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию — государственный административный орган, независимый от Банка Франции, но тесно с ним взаимодействующий. Возглавляет Комиссию управляющий Банком Франции. Сотрудниками рабочего органа Комиссии — Генерального секретариата — являются в соответствии с Законом о банках только служащие центрального банка. В обязанности Банковской комиссии входит изучение условий деятельности кредитных учреждений, контроль за их финансовым положением, а также за соблюдением работниками банков профессиональной этики. При осуществлении административного надзора проверяется законность операций всех кредитных учреждений страны, причем не только действующих во Франции, но и зарубежных филиалов.
  • В своей работе Банковская комиссия руководствуется прежде всего результатами периодических проверок финансовой документации поднадзорных учреждений, но при необходимости проводит и инспекционные проверки на местах. Ревизии проводятся в соответствии с распоряжениями на проверку любой банковской документации.
  • Комиссия может применять разнообразные дисциплинарные санкции. Помимо предупреждения и порицания предусматриваются запрещение или ограничения деятельности, временное отстранение одного или нескольких руководителей от работы и их официальное разжалование, аннулирование лицензий, денежные штрафы. При необходимости Комиссия может назначать временного руководителя кредитно-финансового учреждения или председателя ликвидационной комиссии.
  • Одной из главных задач центрального банка при осуществлении надзора является определение вероятности возникновения у банков затруднительных ситуаций в будущем. При выявлении таких проблем центральным банком принимаются необходимые меры по их преодолению:
  • – списание активов банка, что влечет необходимость дополнительного увеличения капитала;
  • – ограничение определенных видов кредитования;
  • – усиление внутреннего контроля в банке;
  • – совершенствование руководства или замена высших менеджеров банка.
  • Если банку не удается осуществить надлежащие меры в установленные сроки, применяется система штрафных санкций. Крайней мерой воздействия является закрытие банка. Обычно отдается предпочтение средствам морального воздействия на руководителя тех кредитных учреждений, деятельность которых должна быть исправлена и улучшена.
  • Банковский надзор осуществляется последовательно и состоит из следующих этапов:
  • 1. лицензирование;
  • 2. проверка отчетности, предоставляемой банками;
  • 3. инспектирование (ревизия) на местах;
  • 4. контроль за соблюдением банками требований надзорных органов
  • Важнейшую роль в регулировании деятельности кредитных учреждений государства играют Министерство экономики и финансов Франции и Банк Франции, которые возглавляют кредитную систему.
  • Министерство экономики и финансов осуществляет общее руководство, а Банк Франции – осуществляет контроль за деятельностью кредитных учреждений. Но на практике эти ведомства работают в тесном взаимосвязи.
  • Министерство экономики и финансов, как представитель правительства, осуществляет контроль за деятельностью кредитных учреждений, а министр возглавляет Национальную кредитную совет и Комитет по регламентации банковской деятельности.
  • 3. Рекомендации по совершенствованию банковской системы России с учетом зарубежного опыта
  • Чтобы понять какой именно опыт можно перенять у банковской системы Францы, необходимо провести сравнительную характеристику по функциям, структуре, задачам и основным чертам ЦБ Франции и России. Некоторые характеристики ЦБ Франции и России рассмотрим в таблице 1.
  • Таблица 1- Характеристики ЦБ Франции и России
  • Наименование

    Россия

    Франция

    Дата основания

    13 июля 1990

    18 января 1800

    Глава ЦБ

    Председатель ЦБ, совет директоров (12 человек), структурные подразделения, Национальный финансовый совет (12 человек)

    Управляющий и два его заместителя. Генеральный совет банка (12 членов, из них 7 назначает министр финансов)

    Основные нормативные документы

    Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 “О банках и банковской деятельности”

    Письмо Банка России от 23 января 2015 года № 01-41-2/423 “О реструктуризации ипотечных жилищных ссуд в иностранной валюте” Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов

    CharterelativeauxEuroPrivatePlacements(Charte EuroPP)(Устав об индивидуальных Евро размещениях (Устав Euro PP))

    Plaquette d’information sur les Billets de Trйsorerie (marchй des Titres de crйances nйgociables)(Информация о казначейских Билетах (рынок долговых ценных бумаг))

    Роль на международной арене

    Изменения работы ЦБ направлены на снятие международной зависимости и обязательств национального банковского регулятора от международных финансовых организаций — в первую очередь от Международного валютного фонда (МВФ).

    Банк Франции сохраняет даже сегодня важную роль на мировой финансовой арене и является членом Европейской системы центральных банков

    Центральный Банк Франции создал с целью улучшения функционирования банковской системы такие централизованные службы, как:

    · Национальная картотека невозвращенных кредитов, предоставленных частным лицам для непрофессиональных целей;

    · Банковская картотека предприятий;

    · Картотека банковских счетов (FICOBA);

    · Национальная картотека чеков.

    Также данные службы помогают укрепить доверие между коммерческими банками.

    Таким образом, организационная структура, сложившаяся в Банке Франции, обеспечивает выполнение всех возложенных на него задач. Также ЦБ Франции имеет свои филиалы в каждом регионе и в самых крупных городах: Париже, Лионе, Марселе и т.д..

    Три основные цели определяют работу Банка Франции: набор финансовых услуг; достижение финансовой стабильности в зоне евро; поддержание монетарной стабильности.

    К основным ценностям ЦБ Франции относятся: самостоятельность и ответственность; дух обслуживания и эффективности; надежность; открытость и сотрудничество. Данные ценности являются руководством профессионального поведения сотрудников Банка.

    Итак, можно сказать, что, несмотря на утрату ряда своих важных функций, Банк Франции сохраняет даже сегодня важную роль на мировой финансовой арене. Банк Франции активно продолжает участвовать в деятельности финансовой “Большой семерки”, которая объединяет министров финансовых руководителей ЦБ семи крупнейших государств мира. Банк Франции активно взаимодействует с Международным Валютным Фондом, Банком международных расчетов.

    Что же касается Банка РФ, то он:

    · осуществляет эмиссию наличных денег;

    · контролирует деятельность кредитных организаций и банковских групп;

    · устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    · защищает права и законные интересы акционеров и инвесторов на финансовых рынках.

    Вот главные цели деятельности Банка России, определяющие его деятельность:

    · защита и обеспечение устойчивости рубля (его покупательной способности; тем не менее о курсе по отношению к инвалютам никакой специальной задачи не ставится);

    · развитие финансового рынка России;

    · обеспечение стабильности финансового рынка России;

    · развитие и укрепление банковской системы России;

    · обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы.

    ЦБ РФ состоит из коммерческих банков, их филиалов и представительства (универсальные, специализированные, иностранные); небанковских кредитных организаций; ассоциаций коммерческих банков (ассоциация российских банков, региональные ассоциации банков, специализированные ассоциации банков).

    Таким образом, ЦБ Франции и России имеют общие и различные черты. Различны даты их основания, структура, роль на международной арене, а функции, цели, задачи ЦБ Франции и России очень похожи. Также важно отметить, что в последнее время вопрос о работе ЦБ РФ становится очень актуальным – выполняет ли он все свои основные функции. В особенности такую, как обеспечение стабильности национальной валюты. Банк Франции справляется с данной задачей, поэтому можно ориентироваться на его опыт в решении данной задачи. Стоит обратить внимание на то, что Банк Франции находится под большим контролем государства, чем Банк России.

    Для формирования нового курса российской денежно-кредитной политики желательно использовать французский опыт, поскольку Франции удалось путем расширения государственного участия в экономической жизни страны решить в комплексе все те задачи, которые являются ключевыми для России. Во-первых, она в условиях отсутствия инвестиционного климата и финансовой слабости частного капитала, не желавшего инвестировать в крупномасштабные проекты, создала мощный инвестиционный комплекс, стержнем которого были государственные банки и корпорации. Этот комплекс, в конечном счете, втянул в орбиту модернизации экономики и весьма пассивный в то время частный сектор. Во-вторых, Франции удалось с помощью особой государственной политики рефинансирования создать долгосрочный источник кредитования экономики, без которого было бы весьма проблематично обеспечить высокий экономический рост и формирование современной производственной структуры. В-третьих, проводимая денежно-кредитная политика способствовала созданию в стране системы кредитных льгот (дополняемых всякого рода налоговыми преимуществами), которые стимулировали инвестирование в проекты модернизации французской экономики в соответствии с государственными индикативными годовыми и пятилетними планами.

    4. Расчетная часть

    На основании данных, представленных в таблице 2, руководствуясь Инструкцией №110-И ЦБ РФ, рассчитать основные нормативы деятельности коммерческого банка.

    Таблица 2 – Исходные данные для расчета нормативов деятельности коммерческого банка

    Агрегированные показатели

    1 год

    2 год

    3 год

    Собственный капитал банка

    100 500

    145 341

    230 458

    Сумма активов за минусом величины резерва на возможные потери по соответствующим статьям активов, взвешенных с учетом риска

    532 679

    672 495

    738 300

    Величина кредитного риска по инструментам, отраженным на внебалансовых счетах

    85 349

    70 511

    50 000

    Величина кредитного риска по срочным сделкам

    43 100

    35 428

    20 300

    Величина рыночного риска

    150 600

    170 800

    195 600

    Ликвидные активы

    90 200

    80 458

    63 100

    Высоколиквидные активы

    80 300

    120 600

    160 600

    Обязательства до востребования

    350 800

    400 300

    650 400

    Обязательства до востребования и на срок до 30 дней

    640 800

    640 800

    530 400

    Кредиты, выданные банком

    1 000 200

    974 500

    1 100 341

    Обязательства банка по кредитам

    56 700

    45 600

    40 600

    Активы

    350 400

    380 000

    420 500

    Обязательные резервы

    20 500

    25 800

    30 233

    Сумма требований банка к заемщику

    24 800

    20 120

    10 400

    Совокупная величина крупных кредитных рисков

    836 800

    836 800

    943 400

    Совокупная сумма обязательств банка

    60 670

    76 600

    53 800

    Показатель Крз в отношении тех акционеров, вклад которых в уставный капитал банка превышает 5% от его зарегистрированной Банком России величины

    40 000

    25 800

    20 400

    Таблица 3 – Нормативы деятельности коммерческого банка

    Наименование норматива

    Формула для расчета

    Результат

    1 год

    2 год

    3 год

    Норматив достаточности капитала (Н1)

    Н1=

    12,38

    15,31

    22,95

    Норматив мгновенной ликвидности (Н2)

    Н2 =

    22,89

    30,13

    24,69

    Норматив текущей ликвидности (Н3)

    Н3 =

    14,08

    12,56

    11,90

    Норматив долгосрочной ликвидности (Н4)

    Н4=

    636,26

    510,37

    405,94

    Максимальный размер риска на 1 заемщика или группу связанных заемщиков (Н6)

    Н6 =

    24,68

    13,84

    4,51

    Максимальный размер крупных кредитных рисков (Н7)

    Н7 =

    832,64

    575,75

    409,36

    Максимальный размер кредитного риска на одного акционера (Н9)

    Н9 =

    39,80

    17,75

    8,85

    Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (min 10%). Основной норматив, который обязаны соблюдать все кредитные организации. Это один из наиболее важных показателей надежности банка. Характеризует способность банка нивелировать возможные финансовые потери за свой счет, не в ущерб своим клиентам.

    Норматив мгновенной ликвидности Н2 показывает риск потери платежеспособности банка в течение одного дня. Это отношение высоколиквидных активов банка, которые банк может реализовать в течение дня, к сумме обязательств, которые банк должен исполнить или у него могут истребовать в течение одного дня. К таким обязательствам относятся суммы на текущих и расчетных счетах, счетах до востребования, однодневные межбанковские кредиты. Сумма этих обязательств корректируется на величину минимального обязательного остатка средств на счетах. Минимальное значение норматива 15%. Данный показатель находится в норме.

    Норматив текущей ликвидности банка Н3 ниже допустимого предела (50 %). Он показывает риск потери платежеспособности банка в течение ближайших 30 дней.

    Улучшение текущей ликвидности банка достигается за счет:

    – уменьшения обязательств до востребования в части расчетных и текущих счетов путем переоформления в срочные депозиты и долговые обязательства на срок свыше 1 месяца;

    – опережающих темпов роста ликвидных активов;

    – создания отражаемых в активе баланса резервов на случай непогашения ссуд (на основании удельного веса несвоевременно погашенной задолженности) и на случай досрочного изъятия срочных депозитов.

    Норматив долгосрочной ликвидности Н4 показывает риск потери платежеспособности банка в результате размещения средств в долгосрочные активы. Его значение выше максимально допустимого (120%). Несоблюдение Н4 говорит о том, что банк злоупотребляет размещением в долгосрочные активы краткосрочных пассивов (например банк выдает ипотеку сроком на 25 лет, при этом деньги на эти кредиты он заимствует у банков-контрагентов на 30 дней). Неисполнение нормативов может быть чревато штрафными санкциями со стороны Банка России, введением запрета на осуществление определенных банковских операций, а в случае многократных нарушений вообще привести к отзыву лицензии.

    Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков Н6 регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к капиталу банка.

    Норматив лимитирует кредитные операции банка, не позволяя среднему банку обслуживать крупного клиента и группу связанных заемщиков в части выдачи крупных (относительно капитала) ссуд.

    Максимально допустимое числовое значение норматива Н6 утверждено в размере 25%. Данный показатель в норме.

    Норматив максимального размера крупных кредитных рисков Н7 регулирует (ограничивает) совокупную величину крупных кредитных рисков банка и определяет максимальное отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) банка.

    Норматив ограничивает кредитные операции в отношении суммарной величины крупных кредитов (каждая ссуда – свыше 5% капитала).

    Максимально допустимое числовое значение норматива Н7 определено в размере 700%. В первый год данный показатель превышает норму.

    Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), Н9.1 регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении участников (акционеров) банка и определяет максимальное отношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) к собственным средствам банка.

    Максимально допустимое числовое значение норматива Н9 50%. Данный показатель в норме.

    Заключение

    Таким образом, говоря о денежной системе Франции, можно сделать следующие выводы:

    1) Во Франции функционирует двухуровневая денежно-кредитная система.

    На первом уровне находится центральный эмиссионный банк – Банк Франции.

    На втором уровне – коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые установи.

    Особенность организации французской денежно-кредитной системы заключается в том, что в стране в законодательном порядке отсутствует деление кредитных институтов на банковские и небанковские, однако законодательно закреплена разница между кредитными учреждениями – имеющих право принимать вклады до востребования и сроком до двух лет и такого права не имеют.

    2) Важнейшую роль в регулировании деятельности кредитных учреждений государства играют Министерство экономики и финансов Франции и Банк Франции, которые возглавляют кредитную систему.

    Министерство экономики и финансов осуществляет общее руководство, а Банк Франции – осуществляет контроль за деятельностью кредитных учреждений. Но на практике эти ведомства работают в тесном взаимосвязи.

    3) Инструменты денежно-кредитной политики Банка Франции:

    – определение учетной политики;

    – регулирование норм обязательного резервирования;

    – осуществления операций на открытом рынке;

    – установление обязательных нормативов.

    4) В кредитной системе Франции различаются коммерческие депозитные банки, которые специализируются в области краткосрочных кредитных операций, и инвестиционные или деловые банки, финансирующие промышленность путем эмиссионно-учредительных операций.

    Современная денежно-кредитная система Франции характеризуется наличием жесткой системы регулирования и надзора за банковской деятельностью, высокой долей государственных и полугосударственных кредитных учреждений, высоким уровнем развития и концентрации банковского дела, разнообразием форм организации кредитных институтов и выполняемых ими функций.

    5) Введение евро стало фактором еще большей интеграции Франции в экономику Евросоюза, облегчило сотрудничество с европейскими партнерами.

    Список использованной литературы

    1. Инструкция Банка России “Об обязательных нормативах банков” от 16.01.2004 N 110-И

    2. Андреев Н. А. Развитие банковской системы Франции. // Банковские технологии. – 2007 – №3. – с. 27.

    3. Ендовицкий Д.А., Бочаров И.В. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика. – М.: КНОРУС, 2008. – 264 с.

    4. Жуков Е. Ф. Денежные системы отдельных стран. // Банковское дело. – М. : – ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 600 с.

    5. Лысенков, Ю.М. Денежно-кредитные системы зарубежных стран: учебное пособие – М.: Внешняя торговля, 2005. – 118 с.

    6. https://www.banque-france.fr Официальный сайт Банка Франции

    7. https://www.cbr.ru Официальный сайт Банка Росси

    8. http://tmbank.ru Финансовый информационный портал

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Михаил Потапов
Михаил Потапов
Я окончил горный университет, факультет переработки минерального сырья. О специальности работаю 12 лет, сам преподаю в университете. За это время написал 8 научных статей. В свободное время подрабатываю репетитором и являюсь автором в компании «Диплом777» уже более 7 лет. Нравятся условия сотрудничества и огромное количество заказов.

Ещё статьи